Охота на бешеную “Газель”

6 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 200

“Перед поездкой составьте завещание, застрахуйте жизнь

и выучите молитву”. Такое напутствие пассажирам я видела в одной

из московских маршруток. Ценные советы были напечатаны крупными буквами и висели на самом видном месте — рядом с лицензией на право перевозки. На этом фоне перлы типа “Кричи громче, водитель глухой” или “Отнесись с пониманием: водитель забыл дома очки” — невинные шуточки.

В конце января столичная ГИБДД провела операцию “Газель”: централизованную проверку работы маршрутных такси и полугрузовых машин. Итоги жуткие: каждая шестая маршрутка выходит на линию неисправной, а треть машин вообще не прошла техосмотр. Судя по этим цифрам, памятки про завещание и молитву стоит вешать в каждой пассажирской “Газели” в обязательном порядке.

Мне показывают отчет по итогам операции в Восточном округе. Практически ни одна фирма не работает без нарушений. По нескольку машин с неисправным рулевым управлением у ЗАО “Спортакадемтрансщит”, ООО “Северный тракт”, ООО “Мир дорог”. Во многих автопарках машины до сих пор не сменили летнюю резину на зимнюю (а сейчас, на минуточку, уже февраль), неработающие фары — вообще отдельная песня. Стоит ли говорить, что авария по любой из этих причин может случиться в любой момент? А ведь все это официально зарегистрированные фирмы...

Водители маршруток зарабатывают свой хлеб двумя путями. Первый путь — более цивилизованный, — когда шофер устраивается в официально зарегистрированную фирму. Таких в Москве, кстати, не так и много — 13. Как правило, это предприятие с большим парком машин, собственным автосервисом и штатом медработников. Обслуживание машины полностью берет на себя фирма, а водитель получает фиксированную зарплату.

Впрочем, за видимыми преимуществами скрываются и недостатки. После каждой смены водитель обязан отдать в кассу автопредприятия плановую выручку. В некоторых фирмах сумма плана достигает 3—3,5 тысячи рублей. Вопросы есть?

Второй вариант — прийти в контору “Рога и копыта” с личной “Газелью”. В этом случае никакого плана не требуют. Зато техобслуживание и ремонт ложатся на натруженные плечи водителя, да и медконтроль становится сугубо личным делом. А что же, спросите вы, входит в обязанности “Рогов и копыт”?

— Каждый месяц мы с напарником отдаем фирме 13500 рублей, — рассказывает водитель-частник, скучающий в ожидании пассажиров у метро “Измайловский парк”. — Мой маршрут — Москва—Купавна, это больше часа в одну сторону, стоимость проезда 30 рублей. Две ходки утром, две вечером, больше не получается — слишком много водителей. Фирме-то это выгодно: чем больше она возьмет под свое крыло машин, тем больше денег получит. А водителям совсем невыгодно. Потому и рискуют на дорогах.

Неучтенных фирм в столице десятки, если не сотни. В некоторых районах Москвы они “держат” большую часть перевозок — например, на юго-западе 80% маршрутных рейсов осуществляют фирмачи без роду без племени. Как рассказали мне в ГИБДД, у иных водителей кроме паспорта и документа о временной регистрации нет вообще ничего. Ни лицензии, ни талона техосмотра, ни страховки. А Правила дорожного движения некоторые водилы и в глаза не видели.

— С 1 января грузовым автомобилям с массой больше 2,5 тонны (маршрутки тоже попадают в их число) нельзя занимать крайний левый ряд на дорогах, где 3 полосы и больше, — говорит инспектор отдела пропаганды Александр Кирьянов. — Исключение — когда нужно повернуть налево или развернуться. Но нашим маршруткам хоть бы что — нарушают, словно это правило их не касается. Но это ладно. Если на дороге пробка, они сворачивают с проезжей части хоть на тротуар, хоть в сквер, едут между деревьями.

Кстати, как считают ученые-транспортники, “Газели” вообще не приспособлены для перевозки пассажиров . Сиденья размещены так, что при аварии пассажиры калечат друг друга, к аварийному выходу не подступиться. Но рассчитывать, что в ближайшее время на смену “маршруткам-смертницам” придут более удобные микроавтобусы, а водители перестанут рисковать жизнями пассажиров, не приходится. Остается учить молитвы...





Партнеры