Склеп марки “Яуза”

7 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 176

Вот что говорят по поводу его прочности специалисты ВНИИ железнодорожного транспорта.

— Существуют нормы для расчета и проектирования вагонов метрополитена. Это толстая книжица, где указаны параметры каждой детали (а их больше сотни), необходимые соотношения раскосов, размеры балок и прочие тонкости. Есть и такое понятие, как коэффициент устойчивости, сжатия и растяжения. Но все это, естественно, на взрыв такой мощности, какой случился на “Павелецкой”, не рассчитано. Единственное, должны были выдержать все балки. Но они, судя по всему, и выдержали. Все элементы внутренней обшивки вагона метро имеют сертификат государственной пожарной службы. По нормам, все материалы должны быть самозатухающими. Кроме того, при пожаре они не должны выделять вредные для человека вещества (здесь есть конкретные допустимые нормы по каждому виду веществ). Ну и задымленность, разумеется, обязана быть в пределах, безопасных для жизни людей. Но вообще каждый вагон индивидуален. Все просчитать просто невозможно: всегда есть вероятность, что где-то не соблюдена какая-нибудь технология.

В отделе испытания “Метровагонмаша” объяснили, что каждый тип вагонов проходит испытания на удароустойчивость на кольце Щербинке. Согласно государственным требованиям, он должен выдержать удар в 50 тонн. На самом деле это в несколько раз меньше, чем у любых наземных составов. Считается, что поезда ходят в метро по одной ветке, и в случае аварии один врежется в хвост другого, но составы не столкнутся “лбами” (следовательно, их общая скорость будет равна не сумме, а разности). Однако речь идет о так называемом испытании на сжатие. Что касается воздействия изнутри, здесь показатели очень размыты. Вообще не существует такого понятия, как испытание на взрывоустойчивость (возможно, после теракта оно будет введено в нормы).

Взрыв вызвал давление огромной силы, которое в буквальном смысле надуло весь вагон. Интересно, что, по мнению главных специалистов, для того, чтобы вагон “вспучился”, хватило бы и 200 граммов тротила. Не удивительно, что от пяти кг он надулся, как футбольный мячик, и не лопнул только благодаря достаточно прочным материалам, из которых сделана обшивка (хотя и она легко могла повредиться). Судя по всему, почти все окна в вагоне были закрыты, что несколько осложнило ситуацию (давление не могло снизиться). Впрочем, в любом случае ударная волна должна была выбить все стекла и разворотить двери, которые сделаны из достаточно легкого материала для того, чтобы могли открываться в пазах.

* * *

— Вариант теракта в поезде метро — максимально кровавый по возможным человеческим жертвам, поскольку люди в буквальном смысле слова “впитывают” взрывную волну своими телами, — говорят специалисты ООО “Взрывтехнология”. — При этом гексоген и пластит — самые мощные взрывчатые вещества: у них самая высокая скорость детонации волны — 7 км/с. При этом в момент взрыва давление составляет 1000 атмосфер, а человек максимально выдерживает три атмосферы. Основной удар должен прийтись на ноги и нижнюю часть тела несчастных. Радиус разлета фрагментов человеческих тел, если уместно здесь употребить такую терминологию, составляет 3 метра.

Естественно, выбило пол в том месте, где стояла сумка с взрывчаткой. После взрыва частицы устремляются в зону более низкого давления. Это значит, что волна пошла к потолку вагона, а затем разбила окна и ушла в разные стороны по туннелю. Волна распространялась шарообразно, по принципу “мыльного пузыря”. То есть если с одной стороны частицы наталкиваются на препятствие, то движение в другую сторону усиливается. Возникшую преграду волна попытается убрать со своего пути. Если это оказывается толпа людей, то они превращаются в кашу не только от удара, но и от смещения тел.

При взрыве была сильно повреждена и пробита обшивка вагона. Ведь металл обычно выдерживает волну, если его толщина свыше 5 мм. У стандартной обшивки вагонов метро толщина 2 мм.

Уцелевшие же при взрыве люди могли быть задавлены в панике или задохнуться при пожаре. Несомненно, все эти факторы были учтены террористами.





Партнеры