Легендарный инвалид

Он был изготовлен в Америке, прославился у берегов Кореи, окончил дни свои в Англии. О его героизме сложили стихи в Германии, и они почти сразу же превратились в гимн непобедимости русского народа:

Наверх вы, товарищи! Все по местам!

Последний парад наступает.

Врагу не сдается наш гордый “Варяг”,

Пощады никто не желает.

Сто лет назад, 9 февраля 1904 года, неподалеку от корейского порта Чемульпо крейсер вступил в свой первый и последний бой. Но мало кто знает, что подвиг “Варяга” — на самом деле его трагедия, связанная с “врожденными физическими недостатками” этого легендарного корабля.

Казалось бы, это явный парадокс: ведь “Варяг” считался тогда едва ли не лучшим крейсером, родоначальником новой серии русских боевых кораблей — дальних разведчиков. Какие уж тут “врожденные недостатки”?!

На рубеже веков Россия, активно увеличивая свой военный флот, заказывала некоторые корабли за границей — “ради быстроты постройки и из-за занятости русских верфей”. Контракт на сборку “Варяга” заключили с американской фирмой “Вильгельм Крамп и сыновья” из Филадельфии. Как оказалось впоследствии, это было ошибкой. Ошибкой, которая и предопределила трагическую судьбу легендарного крейсера.

Вместо того чтобы выполнить работу, как от них ожидали, “на уровне лучших мировых достижений”, американцы явно напортачили. Фирма Крампа стремилась всячески сэкономить, чтобы получить от заказа русских максимальную финансовую выгоду. И возможностей для этого у меркантильных американцев было много: ведь техническое задание на крейсер в нашем военно-морском министерстве составили лишь в самых общих чертах — изобретай что хочешь!

Заокеанские “спецы”, например, спроектировали и изготовили для “Варяга” руль чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого класса. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью! Кроме того, боясь чрезмерного увеличения веса корабля (за это контрактом предусматривались внушительные штрафы), американцы пренебрегли броневой защитой для пушек, — не было не только орудийных башен, но даже элементарных щитов, орудия стояли на палубе совершенно открыто — как во времена парусного флота!

Однако самое непоправимое произошло с силовыми агрегатами корабля. “Крамп и сыновья” поставили на русский крейсер паровые котлы новой, еще недостаточно испытанной системы (зато эта техника обходилась дешевле!). Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на испытаниях “Варяг” показал рекордную по тем временам скорость — 23 1/4 узла. Однако уже спустя несколько недель, проведенных в походе через океан, корабельные котлы начали скисать. Вдобавок обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были выполнены (как позднее оказалось) из “неудовлетворительного металла”. Когда “Варяг” добрался из Штатов до России, он был уже близок к “параличу”, и все последующие попытки русских инженеров вернуть красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей.

Так что в знаменитом морском бою с японцами 9 февраля участвовал вовсе не быстроходный крейсер, способный мчаться по волнам со скоростью свыше 40 км/час (именно такие показатели значатся во многих книгах и справочниках), а самый настоящий “инвалид”, который, даже мобилизовав все резервы своих машин, едва-едва вытягивал 20—25 км/час и потому уступал в скорости кораблям противника.

А кораблей-то этих было много. Японцы подтянули к Чемульпо для сражения с “лучшим в мире крейсером” целую эскадру из шести крейсеров и восьми эсминцев. Будь “Варяг” действительно быстроходным кораблем, у его командира, капитана 1 ранга В.Руднева, был бы реальный шанс: идти с крейсером на прорыв в открытое море — японские корабли не догнали бы. Но с хронически неисправной машиной какой уж там прорыв! Вот и пришлось ввязываться в сражение, результат которого можно было предсказать заранее. Уже через час жаркого артиллерийского боя “Варяг” отступил назад, в Чемульпо. Крейсер был сильно разбит, лишился 3/4 своих орудий (спасибо американцам за “надежную” их защиту, за хрупкие шестеренки лафетов, у которых ломались зубья во время стрельбы!), из экипажа 34 человека было убито и 188 ранено... Чтобы корабль не достался врагу, Руднев хотел его взорвать, но выполнить это не удалось. Изуродованный крейсер просто затопили в гавани.

В российской верхушке не сразу определились, как оценивать боевую эпопею “Варяга”. Поначалу “варяжцев” осуждали: мол, отступили перед косорылыми, опозорили честь Андреевского флага. А командира Руднева даже собирались отдать под трибунал за то, что не взорвал останки крейсера. Однако вскоре решено было все переиначить: сам государь император Николай своим письменным волеизъявлением объявил бой русского крейсера с эскадрой, превосходившей его по мощи огня в 7 раз, настоящим подвигом. “Варяжцы” оказались в центре невиданных торжеств. Впервые в истории русского флота команды кораблей в полном составе были награждены Георгиевскими крестами (а еще и специально изготовленными памятными медалями). Все герои с “Варяга” по прибытии в Петербург были встречены высшими чинами российского флота и, пройдя парадным маршем по Невскому проспекту, отправились на торжественный обед в Зимнем дворце, который дал в их честь сам государь. При этом каждому моряку полагался персональный сувенир от Его Величества — особый “георгиевский” столовый прибор.

А в это время... Буквально через несколько дней после захвата Чемульпо японцы уже начали готовить подъем “Варяга” со дна. К концу лета 1905-го крейсер оказался вновь на плаву. Его отремонтировали и включили в состав японского флота под названием “Сойя”. Лишь 11 лет спустя, в самый разгар Первой мировой войны, прославленный корабль вернулся под Андреевский флаг, — Россия выкупила его и отправила служить с Дальнего Востока на Северную флотилию, в Мурманск. Однако дальний переход вокруг половины земного шарика оказался для старины “Варяга” слишком серьезным испытанием. Пришлось ветерана отправлять в Англию на капитальный ремонт. Там крейсер застрял надолго: после революции британцы никак не хотели отдавать корабль Стране Советов. Кончилось тем, что они продали “Варяг” в Германию — на слом. По пути, во время шторма, корабль крепко сел на камни у шотландского побережья, и новые хозяева решили разрезать стальной корпус и вывезти по частям. Последние останки легендарного крейсера были уничтожены в 1925-м.

Осталась память. Осталась знаменитая песня, которую в прежние годы знал в стране едва ли не каждый. Многие считают ее русской народной, но это не так. Стихотворение о “Варяге” появилось весной 1904 года в Германии — его написал поэт Р.Грейнц, а по России разошелся удачный перевод, сделанный Е.Студенской.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру