Круг, крест и черный квадрат

9 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 1561

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения великого авангардиста Казимира Малевича. Но не каждый музей отмечает эту дату. Причина в том, что всех запутал сам Малевич — известный мистификатор, сочинивший свою жизнь от рождения до смерти.

Именно сегодня в Национальном музее Варшавы торжественно откроют выставку всего одной (!!!) картины Малевича. Можно сказать, что эта акция начинает “Русские сезоны” в Польше (официальное название выставка “Москва-Варшава), которые проводят министерства культуры двух стран.

Почему не мы, а поляки устраивают такие почести художнику? Потому ли, что Малевич — поляк по происхождению? Не только. Сенсация в другом — специалист по творчеству Казимира Севериновича Анджей Туровский раскопал в Киеве в церковных книгах другую дату рождения художника: не 9 февраля 1878 года, а этот же день, но 1879 года. И даже ксерокопировал документ, который поместил в книгу “Малевич в Варшаве”. Русский музей согласился с этой датой. Как бы там ни было, находка дает лишний повод вспомнить великого сына своей эпохи.

Что и говорить, и эпоха, и сын были мощные. Родился на Украине, учился в Москве частным образом и недолго (его не приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Работал в Москве, Витебске вместе с Шагалом, умер в Петербурге, похоронен под Москвой, в Немчиновке. По отношению к нему и сейчас невозможно применять расхожие клише из серии ЖЗЛ — великий, лидер мирового искусства, создатель супрематизма. Он жил не так, как все, считал не как все. Был прирожденным вождем, придумал концепцию упорядочения искусства — от импрессионизма к супрематизму через кибофутуризм. И умер тоже особенно. Но об этом позже.

Как супрематизм означал для Малевича главную стезю искусства будущего, так “Черный квадрат” стал иконой авангарда. Одновременно вместе со сподвижниками он писал и разноцветные формы, но все более уходил в теорию. Любопытный факт: его первую монографическую выставку в 1920 году завершали... пустые, загрунтованные набело холсты. Что это значило? Конец искусства, провокацию? Надежду, что на пустом “супрематическом зеркале” еще появятся какие-то формы? Загадочным человеком был художник Малевич.

Например, еще при жизни любил запутывать биографов. Мог на обратной стороне холста поставить другую дату — так было со знаменитым “Черным квадратом”. Создание первого “Квадрата” датируется рубежом 15—16-го годов, а Малевич утверждал, что он написал его в 13-м. Именно тогда, летом 13-го года, у Малевича на рисунках появились первые четырехугольные формы. Скорее всего художнику будущего очень не хотелось, чтобы его инновации отставали от абстракционистских экзерсисов другого русского авангардиста — Василия Кандинского.

Его единственная заграничная поездка — в 1927 году (Берлин, Варшава) — оставила у поляков массу сильных впечатлений. Так, на прощальном приеме художник появился в лиловых носках, и в цвет им на шее у него был повязан лиловый женский чулок. В благородном обществе это расценили как эпатаж, а он просто хипповал, хотя в то время такого термина не было.

Так что же произойдет сегодня в главном музее Польши? Мы связались с Варшавой.

— В отдельном помещении мы выставляем картину из Екатеринбурга. Она называется “Супрематизм. Беспредметная композиция”. Полотно 1915 года, — рассказывает Гжегож Вишневский, замдиректора Института им. Адама Мицкевича. — Но рядом с ней будет еще несколько картин польских авангардистов этого же периода. Выставка будет идти три недели, но вокруг нее мы проводим массу всего интересного.

Тусовка от Малевича ожидается мощной — в галерее современного искусства, расположенной в замке Уяздовски, пять дней будут демонстрировать фильмы о Малевиче, а также фильмы знаменитого русского режиссера Дзиги Вертова, на которого Малевич оказал огромное влияние. В филармонии квартет Бородина даст программу из произведений Прокофьева, Стравинского — одним словом, современников Малевича.

— Как видите, акция концептуальна, — продолжает Вишневский. — Мы попытаемся показать как можно шире авангардное искусство того периода, когда Малевич был наиболее творчески активным — 10—30-е годы.

Да, Казимир Малевич создал новую художественную религию, влияние которой испытали многие мастера мира. Он так жил и ушел как пророк. Незадолго до смерти, в 1935 году, Малевич оставил завещание, согласно ему художника должны были похоронить в супрематическом гробу, эскиз которого он разработал сам.

— На что это похоже — супрематический гроб?

— На его архитектурные разработки, как он их называл “архитектонами”. — Говорит научный сотрудник Русского музея Ольга Шихарева. — На крышке гроба, согласно желанию художника, должны были быть круг, квадрат и крест. Но власти крест запретили, поэтому остались только квадрат с кругом. На его последних фотографиях он похож на пророка, каким в жизни внешне никогда не был. В результате болезни (у Малевича был рак желудка. — М.Р.), от голода, непрохождения пищи он стал похож на крестьянина с развевающейся бородой, которых рисовал сам.

Еще он завещал похоронить себя с распростертыми руками. Но это оказалось невозможным. Великий художник ушел из жизни совсем не состоятельным господином: опись всего его имущества, включая мебель и квартиры, тянула на 35 тысяч рублей. Что это за сумма по сравнению с компенсацией, которую получили в 2000 году наследники художника — 5 миллионов долларов, а одну из супрематических картин продали за 17 миллионов!

Итак, Казимир Малевич открыл Русские сезоны в Польше, которые продлятся целый год.




Партнеры