Промышленный мигрант

Центр Москвы — не место для фабрик и заводов. Идея вывести оттуда все предприятия витает в воздухе давно. Но — увы. Из 600 производств, которые еще в 80-х собирались турнуть, уехали всего шесть. Но не на окраины, а в мир иной. Принятая в 1998 году программа выселения тоже не принесла результатов: и с десятком предприятий не удалось справиться. Но теперь власти города разработали принципиально новую концепцию промышленной политики. И, возможно, в течение ближайших 5—6 лет на окраинах Москвы появятся промзоны будущего, с красивыми заводами и умными машинами, где работать будет — одно удовольствие.


Поторопиться отцов города заставили скупщики акций, которые под шумок прибрали к рукам многие московские предприятия — например, половину легкой и текстильной промышленности. Результаты недавнего обследования предприятий центра Москвы показали, что из 275 предприятий и 129 научных организаций на 58 прекращено производство или изменен профиль деятельности (площади сдаются в аренду или проданы). Из 170 предприятий легкой и текстильной промышленности с 1999 года потеряны 19.

В декабре 2003 года мэр подписал постановление о реализации проекта “Пром-Сити Москва”. Как будут формироваться промзоны нового типа? Например, на севере — зона оборонки, на юге — зона электроники, на востоке — зона “химии”... Причем предприятия нужно переводить туда, где ни один псих не решится построить что-то другое. Один из подходящих участков (рядом с кладбищем, железной дорогой, трубопроводом высокого давления и аэропортом “Шереметьево”) — в Молжанинове. Уже решено, что зона в 100 га станет плацдармом для пилотного проекта “Пром-Сити-Москва—Север”. Какие предприятия и отрасли сюда переедут, власти должны определить в течение этого года.

— Решается сразу несколько задач, — говорит автор идеи депутат Мосгордумы Ирина Рукина. — Мы будем не уничтожать, а перебазировать предприятия. В новые корпуса и с новым оборудованием. Создадим рабочие места, в том числе для молодых, которые сейчас уезжают работать в другие страны. Станем выпускать конкурентоспособную продукцию. Дадим возможность инвесторам вкладывать деньги в производство. Освободим центр для более выгодных объектов.

Согласно пока еще не утвержденному Генплану развития города до 2020 года, в центре должно произойти сокращение производства на 6 тысяч га (сейчас под предприятиями занято 17 тысяч га). Рукина говорит, что выполнить план удастся уже к 2010 году. И знаете почему? Власти постараются создать все условия, чтобы предприятия сами захотели свалить куда подальше. Например, поднимут цены на аренду земли и недвижимости в центре настолько, что производить там валенки или носовые платки будет неоправданной роскошью.

Какие земли выгоднее всего использовать под промышленность? На примете у властей Южное Бутово, Щербинка, часть Зеленограда. Планируется уплотнять и существующие промзоны. Для этих целей хорошо подходит территория АЗЛК (там как раз рядом “Каучук” и Микояновский завод).

Уже два года власти вычисляют производства, которые нужно перевозить в первую очередь. Составлен список “на выселки” из 58 предприятий (всего же в Москве примерно 2000 только крупных предприятий). Мы решили узнать, что думают на этот счет в администрации предприятий, внесенных в “черный список”.

Пивовары Бадаевского завода, который стоит чуть ли не первым в числе переселенцев, мыслят предельно рационально:

— Мы понимаем, что находимся в лакомом месте для инвесторов — самом начале Кутузовского проспекта. Но имеют ли право власти трогать наше предприятие, еще вопрос. Бадаевский завод построили еще в 1875 году, и, насколько нам известно, он является историческим памятникам и даже охраняется ЮНЕСКО. А если закрыть глаза на культурную ценность, понятно, что сам по себе переезд такого огромного производства, как наше, — дело сложное и дорогостоящее, на него потребуется минимум два месяца. Правда, власти обязаны возместить ущерб в размере не менее 50 процентов.

В администрации завода пишущих принадлежностей “Сакко и Ванцетти”, судя по всему, собственное выселение всерьез не воспринимают:

— Вообще-то разговоры об этом ведутся не первый год. И мы допускаем, что на высоком уровне такое решение принято. Но никаких официальных бумаг о переезде к нам не поступало. И о конкретных сроках переселения нам ничего не известно.

Кстати, фабрика, знаменитая когда-то своими карандашами, их уже не выпускает. Только ручки и письменные принадлежности.

На Трехгорной мануфактуре нам тоже сказали, что слухами об их переезде земля полнится уже лет десять, но официальной информации нет.

— Обидно будет, если московское правительство примет такое решение. Все-таки Трехгорка — старейшее предприятие, основано еще в 1799 году. А на переезд уйдет несколько месяцев, если не годы. Это ж какие огромные потери с экономической точки зрения! Представьте себе: наше предприятие работает в полную силу, у нас прядильное, ткацкое, отделочное и швейное отделения, где трудятся 1200 человек. На первом этаже административного корпуса находится магазин, где мы торгуем своей продукцией: тканями, постельным бельем, занавесками, фартуками, банными полотенцами и т.д. Его, между прочим, не закрывали ни в революцию, ни во время войны...

И еще. Как заставить рабочих каждый день таскаться к черту на кулички? У Рукиной есть предложение устроить в промзонах нового типа технологические деревни с доходными домами и меблированными комнатами, а также магазины, школы, парикмахерские и проч. Остается только дожить до этой чудесной поры…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру