Шоссе на тот свет

Италия в трауре. Шапки ежедневных газет, сверстанные “на выворотке”, похожи друг на друга как две капли воды. “Прощай, Марко!”, “Ушел Пират” — так звали яркого велогонщика 90-х за экстравагантную внешность: бритый череп, разноцветные банданы, громадные серьги... Но — Италия не шокирована. Такое впечатление, что в близком конце 34-летнего шоссейника здесь никто не сомневался.


Весть о внезапной смерти Марко информагентства разнесли в воскресенье на рассвете: в субботу вечером горничная гостиницы курортного городка Римини, удивленная тем, что известный клиент не заказал еды, открыла дверь своим ключом. На кровати в одних джинсах лежал Пантани. Он уже не подавал признаков жизни. Рядом на тумбочке были найдены лекарства. Позднее выяснилось, что это были препараты из группы бензолдиазепинов анксиолитического свойства, то есть транквилизаторы для подавления чувства тревоги при тяжелых формах депрессии.

Чуть позже версия убийства была отвергнута: признаков насильственной смерти на теле велогонщика не обнаружили. Самоубийство? Прокурор Римини Паоло Дженгарелли без результатов вскрытия, произведенного в понедельник специалистом Джузеппе Фортуни, оставил эту версию пока без комментариев. Что можно сказать с уверенностью — смерть наступила вследствие внезапной остановки сердца.

Ни спортивный директор команды “Меркатоне уно”, в которой завершил карьеру Марко, ни его агент Мануэла Ронки следствию не помогли, отказавшись что-либо комментировать. Кое-чем помогли служащие гостиницы. По их словам, Пантани прибыл сюда из родного Чезенатико за пять дней до смерти, никуда из номера не выходил и поначалу спускался в ресторан, чтобы поесть. Но постепенно ушел в полное затворничество и стал заказывать еду по телефону. В субботу он не позвонил...

Судьба Марко Пантани похожа на все трагические судьбы людей большого спорта. В 1995 году он прямо на трассе столкнулся с автомобилем и с множественными тяжелыми травмами надолго покинул шоссе. Вернувшись, он опять пострадал — при падении из-за угодившей под колесо его велосипеда кошки. А потом был настоящий триумф: взяв родную гонку “Джиро д’Италия”, он повторил свой успех на самой “Тур де Франс”. Но та “большая петля” только убила его репутацию: пресса ввиду многочисленных допинг-скандалов, дисквалификаций и обысков окрестила его победителем самого грязного “Тура” и, что еще страшнее, чемпионом “Тур де Фарса”. Увы, это был не конец. Через год на “Джиро” за два этапа до конца Пантани был уличен в употреблении препарата эритропоэтина (способствует сверхскорой генерации красных кровяных телец и, соответственно, высокому переносу кислорода). За дисквалификацией последовали многочисленные обыски, в 2001 году в его номере в отеле нашли шприц с инсулином. Адвокатам удалось доказать, что Пантани попросту подставили.

В последнее время Пират страдал тяжелой депрессией и, покинув расположение команды, отправился лечиться. Но его психическое состояние не улучшалось. Поговаривали, что антидепрессанты он комбинировал с алкоголем. Архивные кадры канала “Евроньюс”, облетевшие в воскресенье весь мир, были ужасающими. На одном из торжественных приемов Пантани пытается разрезать пополам праздничный торт, но ему это не удается, и тогда кто-то, чтобы помочь, фиксирует руку Марко. Видно, что от рождения субтильный велогонщик неимоверно исхудал, а глаза приобрели болезненную пустоту и заторможенность реакции. Печальное зрелище. Личный сайт спортсмена не обновлялся с прошлого года. Сейчас по адресу www.pantani.it — черный фон и одна картинка, которая не открывается. Символично, не правда ли? Пантани больше нет, и в письмах он не нуждается.

Что думают об этой таинственной смерти знавшие его люди? Директор “Тур де Франс” Жан-Мари Леблан считает, что Пантани “испытал огромное потрясение, как все спортсмены, ушедшие из света в тень”. Великий итальянский слаломист Альберто Томба, знавший велосипедиста лично, сказал, что он остался одинок в тот момент, когда больше всего нуждался в обществе людей. Но категоричнее всех выступил старинный соперник Пантани француз Ришар Виранк: “Пресса ответственна за его смерть! СМИ атаковали человека с психикой, которую разрушили прокуроры и общественность, зная о том, что это может привести к непоправимым последствиям”. Да и легенда “Тура” 80-х, бельгиец Эдди Меркс, обвиняет правосудие в настоящей травле спортсмена: “Он искал себя в другом деле, а они разрушали его психику — и своего добились!”

И все они не верят в самоубийство Пантани. Говорят, Марко просто не рассчитал дозу таблеток, потому что для него они были единственным средством ухода от трагической реальности. Поколению велоспортсменов 90-х будет очень тяжело: именно они испытали горечь унижения, дисквалификаций, прямых оскорблений и провокаций. И — тяжелейших заболеваний. “Модные” анаболики разрушили не одну личность, не один организм людей, на двух колесах покорявших Альпы и Пиренеи.

“Я редко с кем вижусь, а с Пантани так вообще три года не созванивался. Но всегда грустно, когда уходят люди, заполнившие твои лучшие годы”. Это крик души немца Яна Ульриха, которого шесть лет назад обошел напористый Марко Пантани...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру