Парни из Баку без кепок и без слез

17 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 1303

“Новые приключения кавказцев в России” — творческий проект театра русской драмы с национальным составом 50 на 50.

— В Баку мы столько раз были, — ностальгически сказал, открывая театр, Александр Ширвиндт. — Прекрасный прием всегда гарантирован.

Похоже, пришло время отвечать на гостеприимство, и Сатира предоставила новоиспеченному театру свою малую сцену на “Чердаке”. На ней и представили зрелище, мало похожее на пафосную картину времен художника Налбандяна из серии “Дружба великих народов”.

Содержание “Новых приключений кавказцев” сыграли в довольно жестком формате. С первой же сцены — взятки проводникам, вокзальным милиционерам, рэкет, рыночное вымогательство, конкуренция, необъявленная война торговцев и т.д., и т.п. Похоже, что авторы спектакля отказались от лакировки действительности, невзирая на визит нового президента Азербайджана в Москву. И этой бескомпромиссностью первая постановка весьма ценна. В самом деле: можно сколько угодно лукавить, прикрывая проблемы национальной политики красивыми тостами за обильными столами, но проблемы все равно останутся. Азербайджанцев без разбора будут называть “черными”, закрывая глаза на бесчинства скинхедов при молчаливой лояльности милиции...

Знаменитый поезд Баку—Москва №55 готов отправиться в Москву. В декорациях, скромно обозначивших вагон, стоит крупноформатная проводница — колоритная, с юмором, но это ей не мешает брать мзду с пассажиров. Так же, как и милиционеру на Курском вокзале, куда прибыл состав. Здесь право торговать цветами покупается у крепкого русского парня в милицейской форме.

Но недаром театр взял имя своего великого комика: правдивая история по форме легка и танцевально-певуча, как на КВНе, что еще раз убедило московскую публику в истине — парни из Баку, хоть и без кепок-аэродромов, но продолжают держать высокую марку своего клуба. Во всяком случае стилистика КВНа, может быть, единственно подходящая для подобной истории, сочетающей жутковатую правду с реально-ироничным к ней отношением. Горячие азербайджанские парни предлагают именно такой рецепт для выживания на территории — будь то российская или азербайджанская, с морским прибоем, горячим солнцем и богатым столом, вах-вах.

Вах-вах, но от местного колорита не ушли артисты — весьма техничные, искрометные, зажигательные. А зажигала, в преимущественно мужской труппе, знаменитая артистка Афаг Башир кызы — дочь бакинского Чаплина. Без нее не обошелся ни один скетч, где она предстала и в мужском обличии. Ее ярко выраженная характерность, доставшаяся Афаг от отца, временами была даже чрезмерной, что в первую очередь оправдывала выбранная стилистика КВНа.

Единственным просчетом, которым хворает и КВН-шоу, является вокальная фонограмма. То, с чем с трудом можно смириться на ТВ, истерично бьющемся за чистоту звука и изображения, совсем невозможно воспринимать в театре, тем более на малой сцене. Живое пение даже под скромный аккомпанемент одного инструмента могло придать спектаклю совершенно иное звучание.

Но принципиально можно только радоваться и спектаклю, и появлению первого диаспорного театра на территории Первопрестольной. Впрочем, планы труппы выходят за ее пределы: организаторы намерены играть свой спектакль и в других городах России. Ведь проблема межнациональных отношений весьма актуальна повсюду.



Партнеры