Глиста в скафандре

С ужасами этого музея соперничать может разве что Кунсткамера. Впрочем, нет, даже ей далеко до этого “храма искусства”. Здесь каждый экспонат внушает страх вперемешку с отвращением. К горлу сразу же подступает комок тошноты, по коже бегут мурашки...

Психологи считают, что страх пред паразитами у человека лежит на уровне коллективного бессознательного и берет свои корни из глубины веков. Сначала ведь на планете появились Они, а потом уже Мы... Корреспондент “МК” побывал в единственном в мире музее глистов.

Быть моими гидами вызвались сразу три профессора. Спасибо этим повелителям мира паразитов — без них я едва ли отважилась бы продвинуться дальше первого стенда. “Боже, какая мерзость!” — вырвалось против воли. В банке с формалином, казалось, извивался многометровый бледный глист — бычий цепень. Но оживленные голоса экскурсоводов успокаивают:

— На основе нашей коллекции были написаны все известные книги по гельминтологии. И иллюстрации к ним — отсюда. Так что глисты нашего музея по-своему знамениты, — с гордостью говорит директор НИИ гельминтологии Александр Успенский. — Здесь несколько тысяч экземпляров. Есть отдельно гельминты, а есть вместе с пораженными ими органами человека и животных.

Похожие экспонаты можно увидеть только в Королевском музее естественных наук в Лондоне. Но там они — лишь часть выставки других диковин, их значительно меньше, нет таких ужасных, как, скажем, изъеденный глистами мозг четырехлетнего ребенка.

Вообще, по словам ученых НИИ, не существует ни одного органа, который не был бы подвержен нападению этих тварей. Экспонаты — молчаливое тому подтверждение. Вот испещренная глистами печень маленького мальчика. Диагноз, судя по всему, был поставлен посмертно. Рядом изъеденный до дыр кишечник и аппендикс взрослого мужчины. Вот отказавшиеся работать почки, в которых целый клубок глистов... Более того, гельминты могут завестись даже в сердце! Не раз и не два ученые НИИ находили их в... глазах. Паразиты длиной в несколько сантиметров селились прямо под роговицей, и человек постепенно терял зрение. Эта болезнь, без сомнения, редкая, но от нее никто не застрахован.

Не менее противно, когда глисты заводятся под кожей.

— Представьте, человек чувствует, как у него под кожей кто-то шевелится, — живописует Успенский. — Врачи обычно ничего не могут обнаружить, и в 90% случаев отправляют пациента в психушку. К нам часто обращаются с этим заболеванием. В последний раз пациент приезжал из Питера.

“Жемчужиной” этой отвратительной коллекции по праву считается огромная печень кита, в которой поселились многометровые толстые глисты (добыли ее в одной из китобойных экспедиций).

Идея создать необычный музей принадлежит академику Константину Скрябину. Именно он начал собирать коллекцию в России, Китае, Франции и Германии в начале прошлого века. Начиная с 1920 года “глистохранилище” активно пополнялось за счет 279 союзных гельминтологических экспедиций, работавших в различных районах страны — от Крайнего Севера до юга Армении, от западных границ до Приморского края на востоке, где было обследовано (в основном “методом вскрытия”) 500 тысяч представителей животного мира. За последние годы, правда, количество экспонатов практически не увеличилось: за копейки глистов искать никто не хочет...

— Поверьте, я не испытываю к гельминтам ненависти. Хотя борюсь с ними не один десяток лет, — признается завлабораторией биологии НИИ профессор Василий Никитин, указывая на очередной экспонат. — В природе должно быть многообразие всего. Даже паразитов. Кстати, отдельные виды глистов животных могут быть полезны. Вот триматоды (самый большой и известный класс гельминтов), проходя свой биологический цикл развития, являются пищей для мальков рыб. Что касается человеческого организма... Увы, для нас полезных гельминтов нет. Это точно. Большинство глистов, если не лечиться от них, могут замучить до смерти.

Есть и вовсе практически неизлечимые заболевания. К ним относится ценуроз, или, как называют его в народе, “вертячка”. Ею часто болеют волки, лисы. Экскременты больного зверя с личинками попадают в траву. В итоге заражаются пасущиеся на полях овцы, а уже через них — люди. Гельминты поражают мозг, причем от того, какое именно полушарие они облюбовали, зависит поведение “хозяина”. Если глисты поселились в левом, овцы будут постоянно крутиться (отсюда название — “вертячка”) в правую сторону, и наоборот. Нечто похожее происходит и с людьми... Еще страшнее альвеолярный гидотидоз, который порой по ошибке принимают за рак печени. Паразиты в огромных количествах образуют в органе ячейки. Удаляют их оперативным путем, но стоит хотя бы одной личинке спрятаться и задержаться в организме, как болезнь развивается снова. Пока от этого недуга никого не удавалось вылечить.

— А вот обратите внимание: “динозавр” в мире гельминтов, — довольно восклицает заведующий музеем Александр Москвин. Если закрыть глаза, можно представить, что ты в Лувре и тебе демонстрируют Мону Лизу. — Знакомьтесь: вид дракункулез. Лет тридцать назад ученые СССР заявили, что искоренили этого маленького тоненького паразита, обитающего в клетчатке кожи человека и животных. Но рано радовались! По самым последним данным, в прошлом году дракункулез снова появился в Средней Азии и на Кавказе. Учтите: уничтожить какой-нибудь вид гельминтов полностью практически невозможно.

Ученые НИИ убеждены, что человек существо не столько животное, сколько социальное, если хотите — духовное. Потому у него паразитов быть не должно. Причем чем выше социальный статус человека, тем меньше вероятность его заболевания. Ведь Скрябин в свое время поставил задачу: “Мы уничтожили паразитизм социальный, уничтожим и биологический”. И надо сказать, что СССР с задачей справился. Глисты, словно напуганные советской властью белогвардейцы, надолго ушли в подполье: заболеваний в стране практически не было. Но распался Союз, и глисты вернулись. Сейчас в России есть сразу несколько “паразитируемых” регионов — Ростовская область, Краснодарский край, Дальний Восток и Северный Кавказ. Да и частные фермеры скрывают от ветеринаров случаи заражения животных и пытаются продать плохую продукцию. Врачи узнают об эпидемии в основном в случае массового падежа скота.

Так, может, безопаснее, пока война с гельминтами в разгаре, заделаться вегетарианцем?

— Нет, я мясо ем, — убеждает Успенский. — Просто знаю секрет, как не заболеть. Какой? Запишите: мясо весом в 1 килограмм и толщиной в 5 см нужно варить ровно 2,5 часа. В этом случае погибнут все виды гельминтов.

Любопытная вещь: согласно восточной медицине, которая связывает болезнь человека с его поступками, глисты заводятся у того, кто сам ведет паразитический образ жизни. А какой ведете вы? Впрочем, вскрытие покажет...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру