Лилипуты в стране Гулливера

“Назвался груздем, полезай в кузов” — эта народная мудрость безнадежно устарела. Довольно смешно наблюдать, как кандидаты в президенты, чей рейтинг колеблется в пределах статистической погрешности, один за другим начали объявлять о готовности снять свою кандидатуру.

Вчера Ирина Хакамада распространила заявление, в котором грозит властям своим выходом из президентской, с позволения сказать, гонки. Призывает к этому же Глазьева и Харитонова.

Когда пошла такая пьянка, можно отметить предусмотрительность Кремля. Он, выходит, не зря двинул кандидатом в президенты Сергея Миронова — он-то не снимет свою кандидатуру в любом случае, а значит, обеспечит легитимность выборов.

Вряд ли кандидаты в президенты не знали о фантастической популярности Владимира Путина и не догадывались о существовании административного ресурса. Даже в самой демократической стране, чтобы обойти действующего главу государства, надо набирать минимум процентов на 10 больше голосов. У нас — вспомним 1996 год — отрыв должен быть еще значительнее.

И Рыбкин, и Глазьев, и Хакамада пошли в президенты не для того, чтобы бороться за власть. Глазьев захотел закрепиться в качестве главного политика на левом фланге. Как фигура, реально представляющая альтернативу власти. Эдакий Зюганов сегодня. Но выяснилось, что он раньше времени вылез из засады. Что успех “Родины” по крайней мере на 50% принадлежит Дмитрию Рогозину.

Электорат СПС, на который могла бы рассчитывать Ирина Муцуовна (Рыбкин мог рассчитывать на три голоса — Бориса Березовского, Ксении Пономаревой и Платона Еленина), наиболее пропутинский. Популярность президента среди потенциальных избирателей правых выше даже, чем среди поклонников “Единой России”. Значит, единственная задача у Хакамады — трепать нервы Путину.

Если бы Рыбкин пропал в Киеве, то сделать это было бы несложно. Но Рыбкин испугался пропадать за победу демократии. Поэтому единственная возможность продолжать кампанию — это апеллировать к “мировому общественному мнению”: караул, у нас нет свободных выборов, “путинизм” наступает! Приблизительно это Хакамада и исполняет.

“Мировое общественное мнение” маневр заметит и одобрит. В России он взволнует лишь кучку маргиналов. Просто здесь всем ясно — даже если Ирину Муцуовну показывать по ТВ в четыре раза больше, чем Путина, ВВП все равно наберет в десять раз больше голосов. Называйте это хоть авторитаризмом, хоть торжеством народовластия. Сегодня в России дела обстоят именно так. И никакой Совет Европы ничего не сможет изменить.

Последняя интрига выборов: политик №2 — Николай Харитонов?

Главная интрига — кто победит на выборах — в этой кампании напрочь отсутствует. Но до последнего времени оставались еще три более мелкие интриги. Пройдет кампания в один тур или в два? Превысит ли явка 50%? Кто займет второе место? Сейчас очевидно: возможность второго тура и близко не просматривается. С явкой скорее всего тоже проблем не будет. И только третья интрига, видимо, останется неразрешенной до 14 марта.


Последние соцопросы показывают кардинальные изменения: второе место в рейтинге кандидатов занял мало известный широкой публике выдвиженец КПРФ Николай Харитонов, опередив раскрученного Сергея Глазьева, который до этого времени уверенно шел вторым. Дела остальных кандидатов совсем плохи...

Владимир ПУТИН: великий и ужасный

Во время прошлой кампании эффектные пиар-ходы вроде полета Путина в Грозный на истребителе вторым пилотом имели определенный смысл: свеженазначенного преемника Ельцина нужно было как следует преподнести избирателю. Но ради чего сейчас канал “Россия” рискует нарваться на штраф, показывая в прямом эфире встречу Владимира Владимировича с доверенными лицами? Ради чего столь мощная пиар-раскрутка кандидата, который пользуется такой огромной популярностью, что рейтинг его не могут поколебать даже теракты? Право слово, избирательному штабу Путина нужно несколько поумерить активность. Как бы лоб не расшибить...

Сергей МИРОНОВ: третий с конца?

Рейтинг спикера Совета Федерации Сергея Миронова тоже “непокобелим” — что бы ни происходило, он едва отличим от нуля. Популярность третьего лица страны равняется популярности кандидата Малышкина. Хорошо еще, ЦИК не позволил, чтобы в теледебатах вместо выдвиженца ЛДПР участвовал ее лидер. А то, глядишь, г-н Малышкин оставил бы г-на Миронова далеко позади...

Выдвижение спикера Совфеда оправданно только с одной точки зрения: если все кандидаты снимутся с дистанции, Миронов останется и тем самым не позволит сорвать выборы.

Ирина ХАКАМАДА: прибавила в весе

У Ирины Хакамады наблюдается прирост на 1%. Однако, по словам социологов, подобного рода “прибавку” ростом назвать нельзя. Особенно если учесть существующую статистическую погрешность.

Иван РЫБКИН: на дне

Иван Петрович Рыбкин “замочил” сам себя. И без того скромный рейтинг БАБского кандидата “умер” после того, как тот съездил в Киев и выдал три разные версии пребывания в “стольном граде”. Вряд ли в ближайшее время у Рыбкина появятся шансы поднять популярность — ЦИК отказал Ивану Петровичу участвовать в теледебатах посредством телемоста. Кандидату остается только одно: вернуться в Россию. Но пока Иван Петрович собирается, кампания может подойти к концу...

ГЛАЗЬЕВ—ХАРИТОНОВ: опять двойка

Кто придет к финишу вторым — Глазьев или Харитонов? Администрация Президента, похоже, решила вывести на “второе почетное” место кандидата от КПРФ и тем самым сломать политическую карьеру Глазьева. Уже один тот факт, что Николая Харитонова вдруг стали показывать в новостных сюжетах госканалов — отнюдь не в негативном плане — говорит о многом. Рейтинг коммунистического выдвиженца растет как на дрожжах — похоже, электорат КПРФ свыкся с кандидатом, которого до этого практически не знал, и мобилизовался...

Зато у Сергея Глазьева проблемы на всех фронтах. Борьбу за бренд “Родины” он проигрывает: Минюст зарегистрировал партию под таким названием, где сопредседателем — г-н Рогозин. Теперь же, как рассказали “МК” источники во фракции “Родина”, в Кремле перед Рогозиным поставили задачу: сместить Глазьева с поста лидера фракции. Прибавления голосов избирателей у Сергея Юрьевича тоже не наблюдается — сказались дрязги в блоке и антиглазьевская кампания, которую ведут госканалы...

Если Сергея Юрьевича обставит Харитонов, это может многое изменить. И речь не только о том, что политический статус Николая Михайловича вырастет. “Двойка”, полученная им, нанесет сокрушительный удар по Глазьеву, который шел на выборы с явным прицелом на то, чтобы стать политиком №2 в стране, заняв нишу, ранее принадлежавшую Зюганову. Опередив коммунистического выдвиженца, Глазьев доказал бы, что руководство КПРФ несостоятельно. И на июньском съезде партии провал Харитонова (вкупе с провалом на думских выборах) мог бы стать решающим аргументом для свержения Зюганова с поста лидера КПРФ. А там, глядишь, и следующие выборы, где Глазьев — вождь всех левых сил. Но теперь у Зюганова есть шанс укрепить позиции за счет преданного Харитонова. А вот как сложится карьера Сергея Глазьева, если ему не удастся прийти вторым?

Имена, пароли, явка

Явка на президентских выборах традиционно выше, чем на думских. Социологи объясняют это тем, что президент пользуется у избирателей большим авторитетом, нежели парламент. Однако эти выборы особенные — из-за отсутствия серьезной альтернативы Путину многие политики прогнозировали крайне низкую явку и рост голосующих против всех. Но мрачные прогнозы, похоже, не оправдываются... Напомним, выборы признаются несостоявшимися, если явка составляет менее 50%. Что касается голосования “против всех”, то, как утверждают социологи, нормальной считается ситуация, когда кандидатов отвергают до 5% населения.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру