Суббота — день тяжелый

1 марта 2004 в 00:00, просмотров: 179

Раньше на рубеже зимы и весны на головы москвичей с крыш падали сосульки, и это было происшествием городского масштаба. Теперь на нас падают сами крыши, но большим событием это уже не считается.

Когда субботним утром обвалился металлический навес над стоянкой у магазина “Метро”, представители столичных властей сразу поспешили заявить: “Это не “Трансвааль-парк”. Выходит, 27 погибших и сотня раненых — настоящая трагедия, а 8 покореженных машин, три сотрясения мозга и десяток легких травм — “пустяки, дело житейское”.

Может быть, властям так рассуждать действительно легче. А нам? Две недели назад упала крыша в аквапарке, и москвичи начали бояться посещать другие развлекательные объекты со “сложными” крышами. Теперь происшествие около торгового центра — и уже не хочется идти в большой магазин. Наш город неожиданно быстро стал превращаться в среду, опасную для проживания. Живем от взрыва к взрыву, от аварии к катастрофе.

Показательно, что в субботу к “Метро” не прибыл ни мэр, ни кто-либо из высоких чиновников. Журналисты, сопровождавшие Лужкова во время традиционного субботнего объезда Москвы, ждали от него хотя бы комментария, но градоначальник старательно избегал общения с прессой.

Позицию городской администрации озвучил его пресс-секретарь Сергей Цой: “Вся вина за случившееся лежит на наших немецких партнерах”. По словам Цоя, и сам гипермаркет, и стоянка строились по проекту компании “Метро” и с привлечением ею же западного подрядчика. Московские строители выполняли только ряд незначительных работ. Например, на стоянке им было доверено установить свайные основания, что вряд ли могло послужить причиной обвала. Как и в случае с “Трансвааль-парком”, главная версия обрушения крыши автостоянки — технический просчет в сочетании с неблагоприятными погодными условиями. Как и две недели назад, все началось с колонны, или, в данном случае точнее будет сказать, с опорной стойки — тоже металлической и тоже полой внутри. По словам представителей МЧС, она не выдержала давления крыши, на которой из-за неожиданного потепления скопилось много воды и потяжелевшего снега. “Случился “эффект паруса”, — пояснил “МК” источник. — Дул ветер, еще более увеличивая нагрузку на поверхность, и в один прекрасный момент опора не выдержала”. В субботу, по прогнозу Гидрометцентра, действительно были возможны порывы до 15 м/с, но для наших широт это вполне нормально. Значит, считает источник, были и другие причины аварии: ошибки в расчетах, нарушения при строительстве и т.п.

Глава московского стройкомплекса Владимир Ресин поручил создать специальную комиссию Москомархитектуры, которая займется выяснением обстоятельств случившегося. Напомним, что это будет уже пятая комиссия подобного рода, работающая в столице (после “Трансвааль-парка” были созданы федеральная, городская, научная комиссии, а также комиссия Госстроя). Кстати, в Госстрое на события около “Метро” тоже отреагировали традиционно. Его представители вновь потребовали ужесточить госконтроль в строительстве. Требование справедливое, однако не совсем понятно, что раньше мешало чиновникам надзирать и контролировать. Ведь ни один проект в Москве не мог быть осуществлен без необходимых согласований (в том числе в федеральных министерствах и ведомствах, а также научных институтах), число которых подчас доходило до 200. И у “Метро” они, очевидно, тоже были.

Независимо от выводов комиссии, виновные в обвале крыши на стоянке у “Метро” уже известны. После двух похожих с технической точки зрения происшествий логика поведения столичных властей такова: они готовы оперативно реагировать, бороться с последствиями, обследовать и расследовать, но делить ответственность за случившееся на частных объектах категорически не хотят.


ВЕРСИЯ:

Любопытно, что еще одну версию причин обрушения крыши корреспондентам “МК” высказали на автосервисе, расположенном аккурат напротив супермаркета. “Одну из опор задел грузовичок, — пояснили словоохотливые автослесари. — Во-он стоит, видите, с вмятиной на боку. Разворачивался на площадке, задел балку — и к нам. А там потом все рухнуло”.

Вмятина на боку небольшого грузовичка и в самом деле имелась. Однако действительно ли машина “подрубила” опору крыши автостоянки, ни подтвердить, ни опровергнуть пока не удалось.



Партнеры