Клона-то я и не приметил...

Пока западные сектанты дурят мир виртуальным дитем-клоном, некоторые российские ученые и коммерсанты поступают чисто конкретно.

В Минпромнауки РФ уже появилась рабочая группа, задача которой — “регулирование вопросов клонирования человека”. (При том что мораторий на клонирование пока никто не отменял.) А частная медицина уже предлагает наивным “лохам” операции по трансплантации стволовых клеток человека, обещая вечную молодость.

Вся фишка в том, что о запрете на клонирование органов, клеток и тканей, а также об операциях со стволовыми клетками в наших законах — ни слова. И руки у коммерсантов развязаны.

По странному стечению обстоятельств лоббируют идеи клонирования в России те же самые люди, которые давно мечтают накормить россиян “едой Франкенштейна” — генно-модифицированными продуктами.

Как им удается делать из россиян подопытных овечек Долли — решил выяснить обозреватель “МК”.

Что выйдет из клетки?

Загадка стволовых клеток бередит умы светил науки не один десяток лет. Они интересны тем, что не имеют определенной специализации. Стволовые клетки, находящиеся в человеческом эмбрионе, впоследствии превращаются и в сердце, и в печень, и в костный мозг, и в мышцы, и в нервы, и в кости. Но они есть (правда, в очень небольших количествах) не только в эмбрионах, но и во многих наших органах и тканях, что позволяет последним регенерироваться.

Потенциал роста стволовых клеток фантастический: триллионноклеточный организм новорожденного человека образуется из одной клетки всего лишь за девять месяцев. При этом каждая стволовая клетка запрограммирована природой выполнить в организме ту или иную функцию. Но как обмануть природу, чтобы в лабораторных условиях заставить клетку эмбриона превратиться в почку или легкое?

Это направление медицины — терапевтическое клонирование — ученые осваивают не первый год. В отличие от репродуктивного клонирования, предполагающего воспроизводство целого человека, здесь речь идет о клонировании отдельных тканей и органов, против чего вроде не возражает даже церковь (не путать с выращиванием клона с целью дальнейшего разбора на органы). Если бы ученым удалось совершить прорыв в медицине, наша жизнь стала бы значительно проще. Ведь даже чужие стволовые клетки-клоны, пересаженные в организм, отторгаются им слабее, чем пересаженные донорские органы.

Стволовые клетки уже сейчас могут выделять из эмбриона. Обычно для этой цели используется искусственно оплодотворенный зародыш на ранней стадии развития, состоящий приблизительно из 60 клеток. Ученые предполагают, что в будущем смогут в лабораториях выращивать стволовые клетки, а потом пересаживать их больным — клетки должны “нарастить” тот орган, в который попадут, по той же технологии, как у краба вырастает оторванная клешня. А потом можно будет вообще выращивать в пробирках целые органы.

Проблема нехватки донорских органов стоит в России остро. Из необходимых 5000 операций по пересадке почек в год у нас осуществляется лишь каждая десятая. А уж операции по пересадке сердца или печени — вообще редкость. В начале ХХ века ученые пытались пересаживать людям органы животных, но эксперименты провалились. Теперь надежды возлагают на стволовые клетки. Однако вопросов у ученых пока куда больше, чем ответов.

Меж тем в прошлом году СМИ сообщили как о сенсации об эксперименте, который якобы проводился в одном нашем известном НИИ: российские ученые собираются выращивать органы-клоны из клеток пациентов, которым требуется пересадка. Упоминалось и о том, что уже есть желающие поучаствовать в этом эксперименте. И если государство даст денег, врачи готовы делать по 150 операций по пересадке клонированных сердец в год. По этому поводу в интервью журналистам директор НИИ тогда даже сказал: “Легче вырастить новый орган, чем найти необходимый в донорской базе”. Впрочем, в беседе с корреспондентом “МК” он все опроверг. Сказал, что такого нет даже в проекте.

А вот медики с Урала перешли от проектов к действиям. Создали при одной медакадемии специальную лабораторию терапевтического клонирования, где будут проводить эксперименты по выращиванию клеток, тканей и органов-клонов на основе клеток больного. Обещают потом внедрять достижения в практическую медицину и помогать “даже при неизлечимых заболеваниях”.

Но эксперименты экспериментами — а серьезные ученые в шоке. На самом деле клонированную печень вырастить ничуть не легче, чем найти донора.

Генное лобби атакует Россию

Крупные российские ученые, например члены Российской академии наук Леонид Корочкин и Гарри Абелев, предостерегают коллег от поспешных действий. Они открыто говорят, что за призывами скорее приступить к клонированию кроются лишь коммерческий интерес и игра на здоровье людей. И в один голос уверяют, что при современном развитии науки клонированные органы вырастить нереально. Если это где-то предлагают, то наверняка обманывают.

— Органы состоят из миллиардов разных клеток, и вот так просто вырастить в чашке печень — пока фантастика. Что-то вроде выращивания в домашних условиях динозавров, — смеются ученые.

Меж тем в Институт биологии развития (ИБР) РАН часто звонят люди, которые обращались в фирмы, где им обещали что-то клонировать. Но “концы” таких фирм найти сложно.

Недавно тысячи пользователей Интернета получили по “электронке” письма от некоего российского дистрибьютора “Клонэйд”. За 10—25 тысяч долларов фирма предложила “клонировать любимое домашнее животное (уже умершее или еще живое)” или “повторить себя (или любой орган своего тела)”.

Обозреватель “МК” направил в фирму “Клонэйд” электронное письмо с вопросом, есть ли у них представительство в России. Выяснилось, что нет и все это липа. Ведь пока действует пятилетний мораторий на клонирование.

Впрочем, в России есть свои ученые, готовые его отменить. В руки обозреватеть “МК” попал любопытный документ — распоряжение Минпромнауки о создании рабочей группы по разработке механизмов, регулирующих вопросы клонирования человека. Если вопросы будут регулироваться, стало быть, и само клонирование не за горами. Как сказал мне один ученый, уже идет лоббирование идеи разрешить в России клонировать человека. Еще бы: это же золотая жила. Лоббисты заработают на этом баснословные деньги. “Я думаю, мораторий скоро снимут”, — сказал мой анонимный собеседник.

Любопытная деталь. Ученые, подписавшие сей документ, уже успели подмочить свою репутацию, активно лоббируя генно-модифицированные овощи. Межведомственная комиссия по генно-инженерной деятельности пиарит американскую трансгенную картошку и мечтает о том, чтобы овощи-мутанты расплодились в России.

Впереди — мрак. Или рак?

— С какой целью собираются клонировать человека? Если с научной, то это не нужно — достаточно изучать вопросы клонирования клеток, — считает биолог Алексей Куликов из ИБР. — А если с медицинской, то это неэтично и опасно. Одно дело, когда человеку из клеточных культур наращивают кожу: стволовые клетки здесь не используются, и клонированием это назвать нельзя...

— Ни о каком благе человечества тут и речи быть не может. Это не наука, а поиск пути быстрого обогащения, — считает генетик Александр Баранов. — Например, люди, которые в будущем получат возможность оплатить клонирование органов, за собственные деньги смогут получить рак: при использовании стволовых клеток в некоторых тканях идет интенсивный канцерогенез. Кроме того, возможно быстрое старение организма. Овечка Долли умерла именно от этого. То же самое может произойти и с органами: печень состарится быстрее, чем вы...

Есть еще очень много нюансов, о которых предупреждают ученые. Никто не даст гарантии, что аномалий не будет. К примеру, как показывают эксперименты, клонированные клетки обладают большой заместительной способностью — то есть могут “победить” ваши родные клетки. И чем это кончится — опять неизвестно.

— Операции со стволовыми клетками — своего рода биологическое оружие: никто пока не знает последствий, — говорит Ольга Гуляева из группы “Эмбриональные стволовые клетки” ИБР.

Но мало ли кто что говорит? Пока у коммерсантов от медицины руки развязаны. В Федеральном законе “О временном запрете на клонирование человека” от 20 мая 2002 года о клонировании органов, клеток и тканей ничего не говорится. Так что терапевтическое клонирование — не что иное, как узаконенный способ обхода запрета на клонирование репродуктивное.

Радует лишь то, что фирмы, которые сейчас предлагают услуги по клонированию, — просто отпетые мошенники.

Из москвичей уже делают клонов

Некоторые медики считают, что если консервировать кровь из пуповины при рождении детей, стволовые клетки, которые в ней есть, могут пригодиться обладателю в будущем — в качестве донорских.

Впрочем, сия процедура доступна уже сейчас: недавно я увидела рекламу т.н. коммерческого банка пуповинной крови, куда можно за приличное вознаграждение сдать на хранение кровь из пуповины новорожденного. Коммерсанты божатся, что она будет храниться веками. И подойдет не только вашему ребенку, но и другим родственникам, включая вас самих. При этом, уверяют коммерсанты, “под натиском нового метода пересадки стволовых клеток отступают неизлечимые болезни”. И перечисляют 73 заболевания, которые можно вылечить. Среди них — острые и хронические лейкозы, наследственные заболевания и патологии, а также рак молочной железы, рак почки, саркома...

А буквально на днях стало известно о создании муниципального банка стволовых клеток в Москве, где на хранение будут брать не только пуповинную кровь, но и пунктат костного мозга, где тоже есть стволовые клетки. Однако ученые сильно сомневаются, что после длительного хранения пуповинная кровь сохранит свои свойства.

— Это очень красивая теория, но на практике ее реализовать вряд ли возможно, — говорит Ольга Гуляева. — А людям придется долгие годы платить за хранение своей крови.

К тому же ученые пока не придумали, как излечивать стволовыми клетками все перечисленные коммерсантами заболевания. Но пока ученые предполагают — коммерсанты располагают.

Во многих странах любые эксперименты со стволовыми клетками эмбриона запрещены по этическим соображениям. Но в российских законах на сей счет опять ничего не сказано. Посему коммерческая медицина уже предлагает “эффективные пути омоложения и излечения путем трансплантации в организм стволовых клеток” (одна процедура стоит 8—12 тысяч долларов). Работы со стволовыми клетками официально ведутся во многих клиниках. В одной газете недавно даже проходила “горячая линия” (!) по стволовым клеткам. О возможных последствиях коммерсанты молчат.

Я позвонила в одну из таких фирм, которая в своей рекламе обещала вылечить болезни сосудов сердца и головного мозга, инсульт, инфаркт, сердечную недостаточность, церебральный паралич, заболевания крови, аллергические и онкологические заболевания, инфекционные заболевания, сепсис, болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянный склероз, сахарный диабет, бесплодие и многое другое — даже морщины и облысение.

— Здравствуйте, а правда, что процедура трансплантации стволовых клеток помогает омолодиться?

— Разумеется! Наши пациенты сразу же сбрасывают 10—15 лет. А средняя продолжительность жизни с помощью такой операции увеличивается на 30%.

— А откуда вы берете стволовые клетки?

— Из пуповинной крови. Потом искусственно выращиваем в лаборатории и вводим пациентам внутривенно или в виде мезотерапии (под кожу. — Авт.).

— То есть из крови чужого человека — новорожденного ребенка?

— При чем здесь чужой человек? Стволовые клетки у всех одинаковы и не делятся на свои и чужие (?! — Авт.).

— Эта процедура имеет побочные эффекты и противопоказания?

— Нет. Но на всякий случай сначала всем делаем пробу. Лечение длится около полугода, стоимость процедуры — 10 тысяч долларов, предварительные анализы — 900 долларов. Они могут выявить неожиданные для вас заболевания. Но стволовые клетки могут избавить вас от многих болезней.

— И надолго хватит такой процедуры?

— Сложно сказать. У всех по-разному...

Тут даже комментировать нечего. Это — чистый “развод на бабки”.

Хочу жить вечно. Пока все идет нормально

Впрочем, для лечения некоторых тяжелых болезней стволовые клетки применяются относительно давно. Правда, лишь в тех случаях, когда другого выхода нет.

Например, при редком генетическом заболевании — миодистрофии (в основном ею болеют дети). При этой болезни поврежден ген, кодирующий определенный специфический белок. Люди становятся вялыми, мышечная и дыхательная мускулатура атрофируется. В конечном итоге у человека не работает никакая мускулатура, кроме глазной. Вернуть больных миодистрофией к физической жизни удается (но только на ограниченное время) с помощью пересадки стволовых клеток из мышечной ткани донора. Предварительно клетки размножаются в пробирке, потом в организме больного, и мышечная активность восстанавливается. Как мы уже говорили, на ограниченное время.

У этого метода есть ряд существенных недостатков. Технология стоит фантастически дорого. Одна инъекция обходится в 1000 долларов, а всего их нужно 100. Но самое ужасное — все равно никто не может гарантировать, что даже при донорской совместимости не произойдет отторжения чужих стволовых клеток. Ведь в любом случае иммунная система будет бороться с инородным телом. Так что больному приходится вводить иммунодепрессанты — препараты, блокирующие не только отторжение чужих клеток, но и иммунитет. И подвергшись безумно дорогой операции, человек может умереть от насморка.

Люди давно мечтают о живой воде и молодильных яблоках. Однако секрет вечной молодости пока не раскрыт. Возможно, стволовые клетки и клонированные органы в будущем помогут нам победить все болезни и оставаться вечно юными.

Возможно. Но сейчас об этом говорить рано. Никто не может дать гарантии, что клетки, введенные в организм человека, не приведут к раку или мутациям на генном уровне.

Впрочем, убедить в этом стареющих красоток непросто. В модных нынче клиниках, использующих клеточные технологии для омоложения, наращивания волос и похудения, клиентов хватает. А в Интернете давно появились объявления: “Продам стволовые клетки”.