Весенний подарок Доминго

Сегодня очень часто поднимают вопрос о том, стоит ли привозить в Москву западных звезд, требующих баснословные гонорары за свое выступление, когда на собственных граждан даже денег не хватает. Людей, поддерживающих подобные высказывания, наверное, столько же, сколько и несогласных с этим мнением. И каждая сторона негласного спора при этом по-своему права.


Но тут есть один тонкий момент. Концерты в столице случаются чуть ли не каждый день, но лишь иногда в Россию приезжают звезды в зените мировой славы, а не исполнители, исчерпавшие себя на мировой музыкальной сцене и теперь дающие концерты на окраинах большого шоу-бизнеса. (Можно по пальцам пересчитать настоящих мировых звезд, давших концерт, — сразу вспоминаются только концерты Робби Уильямса и Пола Маккартни.) 10 марта столицу посетит Пласидо Доминго — настоящая мегазвезда современной музыки. Говорить, что он великий и самый-самый, необязательно. Даже люди, не знающие, что такое опера, слышали это имя неоднократно. Последний раз испанский тенор (не путайте! итальянец — Паваротти) приезжал к нам на Рождество 2002 года. Давно это или недавно? Например, наш дирижер и пианист Виктор Ашкенази появляется в Москве не чаще.

4,5 тысячи долларов за минуту

Как и положено культурной столице (или претендующей на это звание — для скептиков), звезду встретят по полной программе и постараются удовлетворить все ее запросы (традиционные прогулки по Красной площади не в счет). Гонорар за одно выступление знаменитого испанца на самых популярных площадках мира приближается к полмиллиона долларов. Если заняться простой арифметикой и поделить гонорар певца на стандартные полтора часа, или 90 минут, концерта, то сценическая минута у знаменитости стоит весьма недурственно. Но маэстро часть заработанных им денег традиционно отдает на благотворительность. С ходу сможете назвать еще какую-нибудь светскую фамилию (в том числе и доморощенную), пожертвовавшую свои кровные на благо общества? Недаром год назад певца, исполнившего за свою жизнь больше оперных партий, чем любой другой тенор в мире, за щедрость посвятили в рыцари Британской империи. Таким образом английская монархия решила наградить Доминго за выдающийся вклад в оперное искусство и благотворительную работу в Великобритании. Правда, само посвящение происходило не на территории королевства и даже не на родине певца, а в британском посольстве в Вашингтоне. Естественно, королевы Елизаветы на церемонии не было, как и не было меча, опускающегося на плечо новоиспеченного рыцаря. За нее эту миссию исполнил министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. Доминго не имеет права использовать перед своим именем слово “сэр” — такой почетный титул могут носить только подданные королевства вроде Пола Маккартни или Элтона Джона. Зато знаменитому певцу достались другие три буквы — KBE (Knight Commander of the British Empire — рыцарь-командор Британской империи). В продолжение о щедрости: Доминго собрал более миллиона долларов на концертах, организованных для помощи жертвам СПИДа и пострадавшим от различных катаклизмов, например, землетрясения в Армении в 1988 году или оползня в Акапулько. А после страшного землетрясения 1985 года в Мексике Пласидо организовал бригаду спасателей и сам работал на расчистке развалин дома, на шестом этаже которого жили его родственники. После этого у него в Мексике появились десятки “крестников” — детей, оставшихся без родителей, которым певец регулярно помогает.

Диван, пианино и два стула

Чтобы послушать и посмотреть в Москве испанского тенора-рыцаря, придется заплатить достаточно кругленькую сумму (билеты стоят от 5000 до 65 000 рублей). Позвали маэстро — извольте потчевать по полной программе. В официальном райдере Доминго черным по белому написано, что его артистическая комната должна быть изящно оформлена, с растениями и цветами, которые, однако, не должны иметь сильного запаха (как, например, лилии) и разносить пыльцу. Собственно, ничего особенного: цветы — для эстетики и создания настроения, лилии действительно сильно пахнут, а от пыльцы чихают. В изящество оформления входят: один двухместный диван и большое кресло с высокой спинкой, кофейный и обеденный столы, стул, большое зеркало в человеческий рост, увлажнитель воздуха, пианино или электронный клавишный инструмент с динамиками, высокий барный стул, пять белых полотенец с куском мыла и отдельная туалетная комната с умывальником или душем. Тут тоже все объяснимо. Единственные вопросы возникают относительно двухместного дивана — почему не обычного-то? И барного стула — он-то ему зачем? Ведь бара в гримерной не предполагается. Что же касается душа, то маэстро почувствовал его крайнюю необходимость в ноябре прошлого года. В Вашингтонской опере (с 1996 года тенор является ее художественным руководителем и генеральным директором) вовсю шло представление “Валькирии” Вагнера, в которой Доминго исполнял партию персонажа, который по сценарию умирает во втором акте. Испанец со свойственным ему темпераментом изобразил предсмертные муки и высокохудожественно умер под овации зала. Но каково было изумление публики, когда незадолго до начала третьего акта “свежеумерший” герой вышел на сцену снова. При этом он не запел, а обратился к залу с речью. Все объяснилось довольно быстро: оказывается, Линда Уотсон, исполнявшая одну из ведущих партий в “Валькирии”, повредила связки, и Доминго, как руководитель оперы, счел своим долгом сообщить присутствующим о столь грустном событии. А избавиться от грима “покойного” он, к сожалению, не успел.

Всем сестрам по серьгам

Запросы у тенора весьма скромные. На самом деле. Особенно трогает забота маэстро и об остальных участниках концерта. Дирижеру (американцу Юджину Кону) и солистке (нашей соотечественнице Наталье Ушаковой) Доминго просит обеспечить те же условия, что и себе. Скажете, широкий жест музыканта за чужой счет? Насколько известно, о своих коллегах по сцене испанец заботится не только в России. Да и грешно было бы принижать достоинства Кона и Ушаковой. На минуточку, дирижер работал с такими тенорами, как Лучано Паваротти, Роберто Аланья, Марсело Альварес, Марчелло Джордани и Сальваторе Личитра. А не так давно он даже сыграл аккомпаниатора Марии Каллас — юного девятнадцатилетнего Юджина в фильме Франко Дзефирелли “Каллас навсегда”. Фактически дирижер изображал самого себя, так как когда-то действительно работал с этой легендой оперы. Да и наша звезда Мариинки Ушакова не хуже. Тем более что их с Доминго связывает давняя дружба и совместная работа. Правда, ни у Кона, ни у Ушаковой в списке не обозначен барный стул. А так все те же двухместный диван, кофейный столик, обеденный стол, покрытый белой скатертью, полотенца с мылом, отдельный туалет с умывальником и большое зеркало в человеческий рост. Что касается оркестра (Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова), звезда хочет, чтобы на сцене присутствовало 72 музыканта. И чтобы им предоставили раздельные комнаты для мужчин и женщин, достаточное количество стульев, не менее двух больших зеркал в комнате, каждому по полотенцу, мыло (точное количество кусков не уточняется), столы с едой и напитками. Наверное, помнит Доминго начало своей творческой карьеры, когда не то что об изящно оформленной гримерке, а даже о полотенце с мылом не мечтал. Да он, собственно, этого не скрывает и иногда вспоминает свой концерт в оперном театре Тель-Авива, когда тенора слушали всего двое — жена выступавшего и его близкий друг: “В жизни бывает всякое, поэтому достичь того, что я имею сегодня, стоило мне огромного труда”. Что же касается кулинарных пристрастий основного приглашенного, то тут тоже нет ничего сверхъестественного. У него в комнате должен быть накрыт столик на две персоны с различными закусками: бутерброды, канапе, булочки, темный хлеб, кондитерские изделия и фрукты. Еще: свежий кофе без кофеина, чай трех видов (черный, зеленый и фруктовый), сахар, диетический подсластитель, молоко, лимон и баночка меда, 5 бутылок с минеральной водой, 5 банок лимонада и 1 бутылка апельсинового или грейпфрутового сока, а также леденцы от кашля или для смягчения горла. Вообще, Доминго любит поесть. И ценит, как и всякий испанец, вкусную и разнообразную пищу: “Мой секрет по сохранению вокальной и сценической формы весьма прост: надо иногда заниматься спортом, много отдыхать, много и вкусно есть... Одного только не знаю: как соединить все это вместе и еще умудриться не растолстеть при этом?”.

Кроме того, у него в комнате должны присутствовать: электрический чайник, открывалка для бутылок, столовые салфетки и коробка бумажных салфеток, набор стеклянных рюмок и стаканов — никакого пластика, фарфор и изящные столовые приборы, а также чайные и кофейные чашечки и ложки на четыре персоны. Ну Доминго все-таки не в придорожное кафе зашел.

No smoking!

Еще оговариваются условия и еще одного помещения: “Возможно, исполнители захотят встретиться с гостями в этой комнате”. Этот пункт особый для Доминго, потому что именно в Москве, правда, в 1974 году, он не знал, как и где общаться со своими поклонниками. Он тогда выступал в Большом театре. После концерта расцеловать талантливого певца ломанулось человек двести. Естественно, охрана восторженных поклонников не только не допустила к телу, но и постаралась отодвинуть подальше. На в принципе обыденные действия охраны тенор отреагировал мгновенно и пригласил всех желающих насладиться его обществом в гостиницу “Метрополь”. “Они все пришли в гостиницу, сидели около двух с половиной часов, — любит вспоминать Доминго. — Я был так счастлив, что пел для них. И каждый подарил мне кто цветочек, кто открытку, кто шоколадку. Для меня это было необыкновенным событием...” Конечно, теперь приглашать своих поклонников к себе в апартаменты маэстро не собирается, но встретиться с парой-тройкой из них не против. Только в отдельной гостиной. На столике должны стоять минеральная вода, лимонад, фруктовые соки, кофе, черный чай, сахар, подсластители, молоко, лимон, по одной бутылке белого, охлажденного, и красного вина. Кроме того, должен быть накрыт шведский стол на 4—6 персон с закусками из ветчины, окорока, сыра и рыбы, а также канапе, булочки, хлеб, конфеты и фрукты. Естественно, посуда — фарфоровая. В общем, душевненько. Правда, людям курящим придется нелегко. С двух часов дня около сцены, на сцене и за кулисами запрещается курить всем без исключения. Так что вопросы на тему, как певцу удается сохраниться в такой хорошей форме, не уместны. Забота о связках и здоровье налицо.

Футбол на троих

Почему Доминго, выступавший до этого на Красной площади в Москве и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, в Гостином дворе, в Большом и Мариинском театрах, выбрал именно зал Дома музыки на Красных холмах, который по сравнению с предыдущими масштабами можно назвать даже камерным? Как говорят устроители концерта, маэстро хотел выступить именно в Доме музыки. И, по слухам, этот зал ему порекомендовал его друг Лучано Паваротти, который уже выступал там. А двух всемирно известных музыкантов объединяют не только музыка, но и футбол. “Мы все (Каррерас—Доминго—Паваротти) заядлые футбольные болельщики, — пишет в своей книге Паваротти. — Пласидо же такой фанат, что даже не станет назначать свои выступления на те дни, когда играет сборная Испании”. Однажды директору Гамбургской оперы пришлось перенести ради Пласидо “Аиду”, чтобы тенор успел посмотреть решающий матч, а зрители пришли на дневной спектакль вместо вечернего. Около двадцати лет назад Хосе Каррерас попал в больницу с диагнозом лейкемия. С дежурной “сеткой апельсинов” к нему регулярно приходили его коллеги по оперной сцене — Лучано Паваротти и Пласидо Доминго. После долгого лечения Каррерас выздоровел, и в скором времени они сформировали знаменитый проект “Три тенора”, дебют которого состоялся в финале чемпионата мира по футболу 1990 года в Италии. После этого выступления имена “тройки” стали известными по всему миру даже людям, далеким от классической музыки. “Опера и футбол преодолевают все границы! — считает Доминго. — Они говорят на понятном всем языке — языке эмоций, который сближает людей во всем мире... Люди подходили ко мне после наших совместных концертов и говорили: “После того как я услышал вас, Лучано и Хосе, я купил билет в оперу и теперь просто не могу без нее жить!”. Доминго — ярый поклонник мадридского “Реала”, Паваротти — “Милана”, а Каррерас — “Барселоны”, иногда все трое любят поспорить до хрипоты о том, чья команда играет лучше. “У меня сердце разрывается, когда играют между собой Испания и Мексика”, — разоткровенничался как-то Доминго. И это неудивительно. Ведь его детство прошло не только в Испании, но и в Мексике, где он каждый день по два с лишним часа гонял мяч с одноклассниками. И их дворовая команда добилась неплохих результатов, а один из мальчишек — Хосе Луис Гонсалес — стал футболистом международного класса. Пласидо, как и два его оперных друга, не забыли о своих детских увлечениях и до недавнего времени выходили сами погонять мяч на поле. Так, в 1977 году, во время Эдинбургского фестиваля, Доминго подбил артистов, занятых в “Кармен”, поиграть в футбол с музыкантами Лондонского симфонического оркестра. Естественно, победу одержали оперные певцы во главе с Пласидо и двумя его сыновьями.

Рекордсмен

Стоит или не стоит приглашать за такие деньги западную звезду ради всего лишь одного концерта? Вопрос опять же в том и заключается: хотим мы или не хотим считать себя одной из мировых культурных столиц? Опять же взять Доминго. Его гастрольный график расписан на год вперед. В 1991 году в Вене после спектакля “Отелло” публика вызывала его на поклон около полутора часов, и певец за это время вышел на сцену 101 раз. Такого в истории музыки еще не бывало, что, собственно, и зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. А трансляцию “Тоски” с участием маэстро, поставленной в Риме, в местах, где происходило действие оперы Пуччини, посмотрели более миллиарда зрителей в 117 странах мира. И ему уже 64 года — это рекорд для оперного певца. Тем более что сам он частенько говорит о завершении своей карьеры: “65 лет — это крайний возраст для голоса певца, по моему убеждению. Но все-таки ничего нельзя предугадывать. На все воля Бога. Например, никогда не думал, что буду петь до своего нынешнего возраста. Но ведь пою! Разумеется, я понимаю, что петь бесконечно мне не удастся. Поэтому я взял на себя ответственность руководить в качестве художественного директора Вашингтонским и Лос-Анджелесским оперными центрами. Правда, недооценил одну небольшую вещь. При принятии решения стать художественным руководителем я исходил из того, что не смогу больше петь. Но поскольку я еще способен выступать, то оставить свою карьеру просто не смогу...”

Ясно одно: концерт в Доме музыки, быть может, один из последних концертов в Москве великого испанского тенора. Для тех же, кто считает иначе: на концерте Пласидо Доминго исполнит лучшие произведения своего репертуара — арии из классических опер и сарсуэл и несколько произведений на русском языке, в том числе знаменитую арию Германа из “Пиковой дамы” Чайковского. Выступление пройдет в сопровождении Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель — Владимир Спиваков). А дирижировать оркестром будет один из лучших дирижеров в мире — американец Юджин Кон.

Единственный концерт Пласидо Доминго

состоится 10 марта в Московском международном Доме музыки.

Билеты можно заказать по телефону 739-55-99 и на официальном сайте концерта www.placidodomingo.ru.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру