Риски со льдом

6 марта 2004 в 00:00, просмотров: 526

— Мужики, никогда не ожидал, что русские способны на такое: вырубить на льдине полосу для принятия самолетов, построить лагерь... Американцы этого не могут. Если понадобится помощь — только позвоните, все устроим! — главный инженер аэропорта Шпицбергена Оле Рамблех не так давно побывал на нашей полярной станции и просто обалдел от увиденного.

Помощь понадобилась. Для того чтобы спасти 12 полярников, дрейфующих на льдине, разрешен перелет российского “Ми-26” со Шпицбергена, и уже готово 40 тонн топлива.

Главный этап спасательной операции начнется сегодня утром. Если позволит погода, конечно.


— Предугадать, как будет развиваться ситуация, никто не мог. Льдину несет на север вопреки всем расчетам специалистов, — рассказал “МК” Леонид Давыдов, гендиректор экспедиционного центра Арктики и Антарктики “Полюс”, один из организаторов экспедиции. — Всем приходится работать в экстремальных условиях.

Ледяной водой смыло практически все, в том числе два трактора, которыми расчищали взлетно-посадочную полосу, и два дизеля. Удалось сохранить лишь маленький переносной генератор “Хонда”. Им и спасаются. Еды нет — только то, что было в карманах.

Единственная хорошая новость — с полярниками есть постоянная связь. Чудом сохранился мобильный телефон, который висел на шее у Владимира Кошелева. Кстати, он 15 лет был губернатором острова Врангеля. Чем только ему не приходилось заниматься! Военный врач по специальности, Кошелев принимал роды, вырывал зубы. Полярники до сих пор называют его “доктором”. Теперь по уцелевшему мобильнику доктор обсуждает детали спасения группы с известным путешественником и депутатом Госдумы Артуром Чилингаровым.

— Ребята, что делать с собаками? Неужели их придется пристрелить?! — раздается на том конце трубки. Полярники понимают, что ситуация крайне сложная, и пока не ясно, удастся ли спасти людей. И все-таки переживают за двух четвероногих товарищей по несчастью.

Один из них — большой черный пес, которого зимовщики привезли на льдину с базового лагеря экспедиции на архипелаге Северная Земля. “Дикарь” оказался на дрейфующей станции случайно: пока ждали заброски на льдину, зачисленную “в штат” экспедиции породистую лайку сожрали местные псы, поэтому и пришлось полярникам брать с собой на полюс одного из четвероногих аборигенов с Северной Земли. Без собаки на дрейфующей станции никак нельзя, нужен сторож, который отгонял бы от лагеря белых медведей.

В спасательной операции задействован 2-й Архангельский авиаотряд, который базируется в аэропорту “Васьково” (Архангельская область). Норвегия оказывает постоянную помощь. От Шпицбергена до льдины — 742 километра. Именно оттуда на спасение полярников полетит наш вертолет “Ми-26”. Только он сможет преодолеть такое расстояние без дозаправки даже по прямой. Впрочем, наготове стоят еще три “вертушки” “Ми-8”. Но пока от них мало пользы: эти уж точно не дотянут.

Специалисты ломают голову, пытаясь выбрать самый оптимальный вариант операции. Приходится решать сразу несколько проблем: хватит ли топлива, удастся ли найти льдину с первой попытки...

Счет операции идет на минуты. Три-четыре человека на борту спасательного вертолета — это на 300—400 литров топлива меньше, а значит — минус 6 минут в воздухе. “Вертушка”, по идее, должна управиться за 15 минут: зависнуть, спустить трап, поднять людей и только потом вернуться назад. Поэтому сейчас решается, сколько человек будет в экипаже. Если все пройдет успешно, то на Большую землю полярников доставят тем же самолетом, на котором из Москвы прилетел Чилингаров.

Спасатели, похоже, настроены решительно: операция должна занять двое суток. Иначе зачем было отменять вылет из “Внуково” десантников с 16 парашютами, с едой, одеждой и спецсредствами?




    Партнеры