Урок за доллар

В Москве на 100 школьников приходится 6,5 учителя (по России — 7,7). Нагрузка на столичного педагога составляет от 25 до 40 уроков в неделю — при норме 18. Такие данные привела вчера руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина на заседании столичного правительства.

По словам Любови Петровны, в московских школах ощущается резкая нехватка учителей русского и английского языков, физкультуры, информатики, истории и математики. В 2003 году городские педколледжи и педвузы выпустили почти 3 тысячи молодых специалистов, но в классы пришла только половина из них.

Главные причины нежелания молодых людей “сеять разумное, доброе, вечное” — чрезвычайно маленькая зарплата и низкий престиж профессии учителя. Начинающий педагог получает (со всеми надбавками) 2200 рублей в месяц — меньше $1 за урок! Для сравнения: репетитор за час занятий обычно берет 10—20 долларов, преподаватель английского языка — от 20 до 50 “баксов”. В законе РФ “Об образовании” записано, что средняя зарплата педработника должна быть не ниже среднего заработка в промышленности. В Москве учитель в среднем получает 5,8 тыс. руб. в месяц, специалист на производстве — 13,8 тыс. руб. Больше чем в два раза! Неудивительно, что молодые люди, особенно семейные, не горят желанием стоять у классной доски. Учителя не вечны — через несколько лет, как предсказывают специалисты, начнется их массовый уход на пенсию. Кто придет им на смену? Пока нехватка педагогов компенсируется за счет перегрузки — вместо 18 уроков в неделю школьные дамы (90% московских учителей — женщины) дают в 2—2,5 раза больше. О каком качестве обучения при этом может идти речь? Учитель физически не способен работать с полной отдачей по 7—8 часов в день. Кроме того, сказываются и социальные проблемы. Свыше 30% “педагогинь” — одинокие.

Спасать положение решено несколькими способами. Прежде всего финансами. Департамент образования Москвы обратился в столичное правительство с предложением резко поднять денежное довольствие учителей. В частности, с 1 сентября 2004 года увеличить на 46% столичные надбавки. Особенно повезет молодым выпускникам городских педвузов: им будут доплачивать к окладу 40%, предоставят льготные (половина стоимости) проездные билеты (с 1 января 2005 года), а главное — с 1 сентября 2005 года могут давать в качестве единовременного пособия по 20 тыс. руб.

Для реализации “планов громадья” в московском бюджете 2005 года предполагается увеличить на 46% фонд оплаты труда городских педработников. Кроме этого с 1 января 2005 года планируется предоставлять молодым специалистам кредиты на жилье (сроком до 10 лет) с погашением процентной ставки за счет города. А для закрепления учителей в школах-новостройках предложено выделять им квартиры на льготных условиях аренды.

Чтобы молодые учителя не боялись загреметь в армию, Департамент образования Москвы выступил с предложением просить Минобороны РФ открыть в городском пед- и городском психолого-педагогическом университетах военные кафедры, а также обратиться в Правительство РФ с предложением разрешить проходить альтернативную службу в качестве школьного учителя. Если это предложение пройдет, то в педвузах начнется лом абитуриентов мужского пола. Минобразования РФ, правда, уже дважды пыталось протащить через Госдуму дополнение к закону, разрешающее освобождать от армии учителей-мужчин, но оба раза его благополучно “заваливало” военное лобби.

Среди предложений московского Департамента образования есть и “идеологические”, направленные на создание положительного имиджа профессии учителя: открыть в столице музей народного образования, снять телесериал о судьбе педагога (“Большая перемена-2”), а также соорудить монумент славы учителю. Кому поручат ваять скульптуру? Наверняка Церетели.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру