Трудный лёд

Ирина Слуцкая пропустила весь сезон, прошла через толпы врачей и сменила не один больничный коридор. Но перед чемпионатом Европы сообщила, что вновь тренируется, диагноз заболеванию наконец поставлен, а значит, найдено верное лечение. Чемпионат мира, который начнется в Дортмунде 22 марта, заставил всех волноваться уже сейчас: появится ли Ира в Германии? Вчера Ирина Слуцкая выступала в Беляеве на Кубке Москвы. Экс-чемпионка мира отбиралась там на чемпионат мира...


Чемпионат Европы по фигурному катанию в Будапеште, проходивший месяц назад, заставил российского зрителя тосковать по былым победам наших одиночниц. Европа вдруг вытолкала на лед целую группу спортсменок, отчаянно готовых к прыжку на мировой трон. Наш потенциальный кусок трона в Венгрии отстаивала только Елена Соколова. Сначала создала себе проблемы, потом героически и с блеском их преодолела. Но спустя полтора месяца на чемпионат мира поедут зубры российского одиночного фигурного катания — Слуцкая, Соколова, Волчкова...

Вика Волчкова, у которой за плечами абсолютно провальный сезон, вернулась, попутешествовав пару лет по известным тренерам — Олегу Васильеву и Елене Чайковской, — на родной для нее лед под руководством семьи Кудрявцевых. Судя по тому, что Вика включена в состав сборной, возвращение прошло более чем удачно — она вновь прыгает, поменяла короткую программу, вернулась к старой произвольной программе. Конечно, федерация понадеялась еще и на огромный опыт Волчковой. Впрочем, терять федерации в любом случае нечего: Басова и Обласова, выступавшие за Россию в Венгрии, показали столь беспомощное катание, что закрыли для себя дорогу в сборную если не навсегда, то надолго.

Не выступит на чемпионате мира и Юлия Солдатова, о которой вспоминали в Венгрии со вздохом сожаления: белорусские приключения Солдатовой до сих пор не дают ей возможности прописаться в российской сборной. Пару недель назад казалось, что все дело уже на ледовой мази. Но во время чемпионата мира среди юниоров президент Международного союза конькобежцев (ISU) Оттавио Чинкванта вдруг заявил: руководство ISU приняло решение о том, что Солдатова сможет снова выступать за Россию только с 1 июля 2004 года. В июле чемпионатов мира, как вы знаете, не бывает.

По словам Чинкванты, российская федерация сделала все, чтобы Юлия выступила в Германии. Однако руководство Союза конькобежцев Белоруссии затянуло предоставление в ISU объяснения в отношении гражданства фигуристки. Простые вещи, конечно, трудно объясняются на бумаге, но белорусские братья по коньку могли бы быть и более расторопны.

Так что у нашей федерации выбор претенденток на членство в сборной оказался минимальным. А провинившаяся в сезоне Вика — под рукой. И может буквально чудом спасти казавшийся абсолютно потерянным год. И рисковать ей абсолютно нечем: случай помогает и обрести былую уверенность, и подправить пошатнувшийся авторитет, поэтому биться Вика должна отчаянно. А что такое кураж в спорте — рассказывать никому не нужно.

Вот кто рискует, и рискует сильно, так это любимица российской публики Ирина Слуцкая.

На долю этой фигуристки за годы очень насыщенной карьеры пришлось уже столько, что можно было бы разделить на пяток спортсменок. Были и судейская несправедливость, и личные неудачи, и фантастические взлеты, и болезни. Ира обладает потрясающей сопротивляемостью духа. Если она борется — то борется каждую минуту и секунду, втягивая в свою борьбу близких, черпая у них энергию и насыщая их собственной. Почти полгода Ирина выкарабкивалась из тяжелого заболевания. Потеря даже нескольких тренировочных недель может серьезно осложнить большому спортсмену выступления с серьезными соперниками. А такой срок?..

Сама Ира, еще в ноябре первый раз приступившая к тренировкам (потом возникло новое осложнение болезни), очень много думала о возвращении на лед. За плечами — большие победы; может, сам организм говорит уже: хватит?..

— Очень многое зависит от того, что ты чувствуешь, — убеждена фигуристка. — Исходит ли от тебя самого желание бороться. После победы очень сложно себя настроить на то, чтобы выигрывать еще. Потому что расслабляешься и думаешь: ну, ничего уже не надо, уже все есть. И тогда человек уже делает выбор: что ему делать дальше. Я об этом много думала, пока на койке лежала. И очень долго искала для себя мотивацию дальнейших выступлений. Прошлый сезон еще не знала, что делать, потому что вроде и хотелось выступать, и подустала — такое двойственное состояние было. Этот сезон начинала: “Все, катаюсь!” Хотя в подсознании что-то было такое: ну сколько можно! А вот заболела, промыкалась, вышла на свободу — и поняла, что я просто этого хочу. Потому что буквально схожу с ума от простоя. Я по натуре человек боевой, и все время пыталась убежать от плохого: температура 38, а я рвалась с койки. Мне говорили: “Ира, нельзя!” Поначалу это “нельзя” как раз и было самым чудовищным для меня. Ведь чувствовала я себя нормально, потому что температура не один раз поднималась, и когда она спадала, я говорила: “Все, собираю вещи, убегаю отсюда!” И это было не в одной больнице, скажем так. А мне опять: “Нет, Ира, нельзя-нельзя!” С одной стороны, я понимала, что спорт рано или поздно закончится, а со здоровьем придется потом мучиться. Но это только умом, а характер рвался уже к активным действиям. Правда, более противно то, что происходило потом: начинаю кататься — руки-ноги опухают, все болит, ботинки не лезут, голова кружится... Буду бороться, дерзать, терзать себя. Это жизнь — она же борьба!

Бороться Слуцкая умеет и могла бы научить других. И очень хочется, чтобы ее возвращение прошло удачно. В противном случае ни у кого из людей, понимающих, какой это адский труд — медаль чемпионата мира, не повернется язык ни в чем упрекнуть Иру. Хотя дураков везде и всегда хватало. Но соперникам никогда нельзя показывать себя растерянным: они это надолго запоминают и наглеют. Но, наверное, возвращаясь на лед именно таким образом — сразу на чемпионат мира, Слуцкая знает, что делает.

— Не знаю, мне кажется, можно даже родиться тряпкой, — говорит Ирина, — но если задаться целью, действительно ее увидеть и почувствовать, то и бороться сможешь... Самое главное, что во мне осталось, — это вера в себя. Поэтому посмотрим — кто кого.

...Итак, Слуцкая, Соколова, Волчкова — экипаж нашей боевой ледовой машины. Что бы ни чувствовали сами спортсменки (наиболее выигрышное состояние духа должно быть, конечно, у Лены Соколовой, уже показавшей в Венгрии, как она может обыгрывать соперниц), зрителю вернули интригу. Особенно российскому: ведь как бы мы ни симпатизировали очаровашке Саше Коэн или рекламной Мишель Кван, болеем мы все равно за своих. А за тех, кто верит в себя, — особенно...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру