Аджарский десант

17 марта 2004 в 00:00, просмотров: 220

Власти Грузии всячески демонстрируют твердое намерение не применять силу в отношении Аджарии. Во всяком случае, пока не применять — тем более что вчера Колин Пауэлл призвал Саакашвили “не способствовать эскалации напряженности в Аджарии”, а посол США в Грузии отметил, что “любое обсуждение военной роли США в этом конфликте абсолютно несостоятельно”.

Миролюбивость намерений грузинских властей подтвердило обещание отменить режим повышенной готовности вооруженных сил, прозвучавшее из уст пресс-секретаря Минобороны Грузии. Так что идея силового давления, по всей видимости, временно отложена. Вместо него упор делается на экономический прессинг.

Вчера грузинские сторожевые корабли не позволили семи торговым судам, простоявшим всю ночь на Батумском рейде, зайти в порт Батуми — “отогнали” их в порт Поти, находящийся под контролем Грузии. Между тем в порту Поти нет нефтеналивного терминала, а большая часть снятых с рейда судов — как раз танкеры. Соответственно, их простой нанесет экономике Грузии значительный ущерб.

Помимо блокады порта блокированы также все дороги в Аджарию. Туда не пускают фуры с товарами. В Тбилиси утверждают, что в них возят оружие. Непонятно, правда, кто его везет и кому.

А между тем в Батуми со срочным неофициальным визитом прибыл мэр Москвы Юрий Лужков.

Внезапный отлет Юрия Лужкова в Аджарию стал для его коллег в мэрии полной неожиданностью. Говорят, еще в понедельник днем ничто не предвещало подобного развития событий, но потом раздался звонок “сами знаете откуда”, и Лужков стал собираться в дорогу. Полетел он, как известно, через турецкий город Тробзон на частном самолете бизнесмена Гарри Лучанского.


Гарри (Григорий) Лучанский считается фигурой, одинаково близкой как к Лужкову, так и к аджарскому лидеру — Аслану Абашидзе. По некоторым данным, он в течение долгого времени неофициально занимает пост экономического советника главы Аджарии. В московской прессе фамилия Лучанского последний раз всплывала в мае прошлого года в связи с решением столичных властей отдать возглавляемой им компании территории завода им. Лихачева.

Со стороны совместный визит Юрия Лужкова и Гарри Лучанского в Аджарию выглядит как желание двух друзей поддержать общего старого друга. Теплые отношения Москвы и Аджарии не тайна ни для кого, в том числе для грузинских властей. Эдуард Шеварднадзе старательно закрывал глаза на то, что многие контракты между российской столицей и Аджарией подписываются без его ведома и даже без формального одобрения. Михаил Саакашвили, очевидно, тоже прекрасно отдает себе отчет в том, что московский мэр прилетел в Аджарию не просто так. Как говорится, дружба дружбой, а служба службой.

Послать к Абашидзе кого-либо из администрации президента или российского правительства значило бы откровенно вмешаться во внутренние дела Грузии. А Лужков в данной ситуации идеальная кандидатура. Во-первых, личный друг. Во-вторых, “тяжеловес”, известный своей близостью к Путину. Ну и, в-третьих, человек с ярко выраженной позицией по “аджарскому вопросу”, которую Саакашвили должен расценить как соответствующий сигнал с российской стороны. Факт, что в Аджарию послали именно московского мэра, говорит сам за себя.

* * *

В Батуми дислоцирована 12-я военная база. Около половины военнослужащих — это местные жители, которых набирают на службу по контракту. Другая половина — контрактники из России. Среди офицерского состава преобладают россияне.

В военном городке живут в основном жены и дети офицеров. Для семей младшего офицерского состава и солдат-контрактников жилья не хватает, особенно в Батуми. Городок 12-й базы расположен в городе, а сама база — в горном районе, недалеко от столицы. Недалеко — это только по карте, а добираться по горным дорогам, особенно на военном автобусе, приходится 5—6 часов.

На российскую военную базу людей, грузы, медикаменты, деньги доставляются обычно двумя путями: самолетом до Батумского аэропорта либо наземным транспортом через Тбилиси.

Отношения с местным населением и с властными структурами Аджарии у военных традиционно хорошие. Даже если грузинские власти полностью закроют административную границу, то с голоду в Аджарии никто не умрет: не будет хлеба — будут есть кукурузу. Продовольственные склады находятся на территории военных баз. Хранилища были построены еще в советское время, но находятся в хорошем состоянии, оборудованы холодильными установками. Так что продержаться на своих запасах можно долго.

К тому же российские военнослужащие не очень-то верят, что Тбилиси закроет воздушное пространство и для российских военных самолетов. Иначе это будет нарушением существующих двусторонних договоренностей о статусе военных баз на территории Грузии. Единственная проблема, которую они видят в связи с блокадой границ, — это возможность поездки в отпуск.

Хотя, как рассказали нам российские военные, напряженность в Батуми все-таки чувствуется: действует комендантский час, но ощущения, что находишься в прифронтовом городе, — нет.




Партнеры