Смех таракана и чайник трансцендентный

17 марта 2004 в 00:00, просмотров: 230

Впервые в Третьяковке на Крымском Валу проходит персональная выставка Виктора Пивоварова — “Шаги механика”. Более сотни работ одного из отцов-основателей московского концептуализма (ныне пражского эмигранта) наконец-то увидят на родине художника.


Уже более 20 лет Виктор Пивоваров живет в Праге. Поэтому на выставке — работы пражского периода, но все они так или иначе отражают уже осмысленную им московскую жизнь. Сам художник определил жанр как картинный театр, где существуют живописные и графические циклы: “Действующие лица”, “Время действия”, “Место действия (Квартира №22)”, “Шаги механика”, “Эйдосы”, “Разговор о лимонной корочке”. Метафизика тесно переплетается с ироничным бытом и возвращением к детству и юности. Театральное единство времени, места и действия соблюдается. “Витя, хотите кофе?” — предлагает герой одной из композиций, художник Нолев-Соболев. А позади на диване недвусмысленно возлежит обнаженная красотка в окружении настенного “сюра”.

Коллегам по андеграундному цеху Пивоваров вообще отдает дань сполна. Их всех художник поместил в “Тело московского неофициального искусства 60—70-х годов” (2002) — анатомическую карту единого организма. У каждого — своя функция. Илья Кабаков — правое полушарие мозга, Дмитрий Пригов — левое, Анатолий Зверев расположился в области живота. Напротив, за столиком, над страничками детских стихов склонилась громадная деревянная фигура поэта Игоря Холина.

А в цикле “Квартира №22” на холстах в основном просто текст: “На лестнице темно было, наверное, ключ там и обронил”, “Свет погасили, он молчит, она плачет”, “Поставила я чайник спереди, а кастрюлю сзади”. Рядом безликая старушка в платочке угрожает соседке: “Чайник, мол, кипит и вот-вот сгорит!” Засахаренные лимонные корочки на натюрмортах голландцев вдохновили художника на воспевание ушедшей эпохи: зеленый лучок, пачка “Беломора”, буханка “Бородинского”. Чтобы соблюсти реалистичность, художник перевез с собой из Москвы в Прагу закопченную алюминиевую кастрюльку.

Есть ли у вас ностальгия по прошлому?

— Боже сохрани… У меня абсолютно нет никакой ностальгии. Дело в том, что вообще этот быт довольно хорошо разработан в изобразительном искусстве. Я хотел рассмотреть его без всяких оценок, как ученый смотрит в микроскоп на какую-то фауну.

— Ваше отношение к свободному пространству, к тому, что сейчас называется глобализацией?

— Я на эту тему думаю, но пока что не совсем понимаю, чем грозит этот новый глобализированный мир. У всякой вещи, как и у глобализации, есть свои плюсы и минусы. Но субъективного отношения у меня не выработалось.

— Вы ратуете за то, что античность оздоровила бы европейскую культуру…

— Античность — это корень европейской культуры. А если это корень, то любое возвращение к источнику живительно. А античность настолько богата, настолько прекрасна и удивительна. Мы все ею пронизаны. И если бы культура могла повернуться в ее сторону, то это было бы очень позитивно.

Выставка “Шаги механика” продлится до 4 апреля.



Партнеры