Дворцовые тайны

Пока чукотский губернатор Роман Абрамович вкладывает свои капиталы в лондонский футбольный клуб “Челси”, миллионы из подмосковной казны летят во славу отечественного спорта. Губерния обустраивается стадионами с таким завидным постоянством, будто МОК уже окончательно и бесповоротно решил проводить Олимпиаду не в Афинах, а где-нибудь под Можайском, на Бородинском поле.

Все это, конечно, отрадно. Наконец светлая идея спорта дошла до каждого областного чиновника. Только с развитием массовой физкультуры в регионе произошел чистый фальстарт. За вход в спортзалы нужно платить звонкой монетой. Поэтому шикарнейшие сооружения “для народа” большей частью простаивают.

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда...

Высокий решетчатый забор окружает и спорткомплекс “Молодежный” в Серебряных Прудах. Тут тоже все готово к тому, чтобы открылись платные секции “для членов клуба” — главный вход оборудован красивым караульным помещением.

Нет только самого караула и вообще обслуживающего персонала. Первоначально планировалось, что здесь должно быть минимум 60 технических работников: электриков, слесарей, уборщиц, агрономов — чтоб следить за травой на футбольном поле.

Сегодня работают только 6 человек. Чтобы получать зарплату в 1,5 тыс. руб., на спорткомплексе нужно совмещать аж две ставки! Даже для дальнего подмосковного района такое жалование кажется просто унизительным. По этой причине вместо 10 уборщиц здесь работает одна.

Вот только что она протерла полы, и у входа в спорткомплекс разгорается маленький скандал. Четыре пятиклассника после уроков прибежали поиграть в настольный теннис, а их не пускают. Наследят, и что — опять полы протирать?! Полы, скажем так, просто загляденье, по ним даже босиком как-то боязно ступать: сверкающая кафельная плитка, говорят, из самой Финляндии!

Я понимаю уборщицу: даже сейчас, когда “Молодежный” не работает, она в гордом одиночестве должна содержать в кристальной чистоте весь спорткомплекс, а это тысячи квадратных метров. Спортзал (950 кв. метров) нужно мыть дважды в день. Потом длинные коридоры, восемь туалетов, а еще служебные кабинеты на первом и втором этажах. Чокнуться можно.

Впрочем, кабинеты тоже пустые. На зарплату в 750—900 рублей охотников не находится. И спорткомплекс, в который вбухано десятки миллионов областных рублей, практически пустует.

Директор “Молодежного” и главный бухгалтер от беседы с “МК” уклоняются.

— Стадион на баланс района пока не перешел, — говорит главбух Елена Родионова. — Поэтому я ничего не знаю.

Зато знают шесть технических работников, которые на своих хрупких плечах содержат это сооружение. Они уверены, что бедная районная казна оплачивать стадион просто не в состоянии. Сначала думали, что от спортивных заявок здесь отбою не будет, сюда начнут стекаться спортсмены даже из соседней Тульской области. Ведь на самом юго-востоке Подмосковья это настоящая футбольная и легкоатлетическая жемчужина.

Но пока никаких заявок не поступило. Три года назад, когда приступали к строительству, была надежда, что “Молодежный” станут арендовать знаменитые футбольные клубы. Но и эта надежда не оправдалась. Пока в Прудах ждали арендаторов, строители сожгли траву на стадионе. На ней они загорали и сушили свои матрасы.

В “Молодежном” по секрету сообщают, что объект скорее всего продадут в частные руки, а уже частник пускай сам решает, как его использовать. В конце концов, и спортзал, и кабинеты можно неплохо приспособить к складским помещениям, терминалам.

Но чтобы его продать, для начала нужно... достроить! Хоть торжественное открытие объекта и состоялось шесть месяцев назад, на футбольном поле была сыграна всего одна игра — в день открытия стадиона. Московский подрядчик по сей день достраивает гостиницу и переделывает то, что впопыхах сделал скверно. Зимой “рвались” трубы, спортзал заливало водой, за коммунальные долги “Молодежный” несколько раз отключали от тепла и света.

Словом, получилось не совсем то, что ожидали от стадиона. По весне нужно восстанавливать поле, показывать товар, так сказать, лицом. Но в агрослужбе всего один человек, совсем молодая девчонка. А по штату за травой должны следить шесть специалистов.

Есть стадион — и нет стадиона!

* * *

Дворцы спорта, большие и маленькие, растут в Подмосковье будто грибы после дождя. За минувшие четыре года в регионе построено 203 спортивных сооружения, в стадии возведения еще 40 таких объектов. В эксплуатацию сданы ледовые дворцы в Одинцове, Воскресенске, Дмитрове, Клину. Скоро вступят в строй еще и в Можайске, Чехове, Ступине, Балашихе. Спорткомплексы уже действуют в Чехове (“Олимпийский”), в Щелкове (легкоатлетический манеж), а также в Серебряных Прудах, Реутове, Ступине, Красногорске и Лобне.

С широким размахом ведется строительство крупных спортсооружений в Дмитрове, Серпухове, Мытищах, Жуковском, Наро-Фоминске. Кроме того, принята и успешно претворяется в жизнь программа по строительству в области еще 38 универсальных спортивных сооружений.

Уже сами областные статистики давно сбились со счета от этих цифр. Официально обещается, что к 2007 г. в каждом городе и районе губернии будет свой спорткомплекс. Тогда как уже сейчас в каждом муниципальном образовании по 3—4 совершенно новых спортивных объекта. А еще сохранились и старые, от советских времен, которые никак не реконструируются и не ремонтируются.

Что первично — яйцо или курица — областная власть давно для себя и нас с вами уже решила. “В здоровом теле — здоровый дух! — повторяет она, когда очередной гигантский спорткомплекс сдается в эксплуатацию в каком-нибудь заштатном городишке. 70-тысячное население Долгопрудного взбудоражено. В городе решено построить стадион на 34 тыс. (!!!) посадочных мест, сразу на полгорода! Для сравнения: московский стадион “Динамо” имеет 36 тыс. мест, а раменский “Сатурн”, играющий в премьер-лиге, — 14 тыс. Как это в анекдоте? “А зачем там столько напильников?..”

* * *

Любому ясно, что раз в губернии поднавалились на ледовые дорожки, футбольные поля с подогревом и боксерские залы, значит, это кому-то выгодно. Ведь не спортом единым жива область. Есть в ней куча других социальных проблем, которые второстепенными ну никак не назовешь.

И по сей день районные главы в торжественной обстановке вручают сотовые телефоны — даже не ветеранам, а инвалидам ВОВ. Это преподносится как акт неслыханного милосердия, неустанной заботы местных властей о стариках. О том, что за 60 лет общество так и не нашло средств на установку в их квартирах стационарных телефонов, никто не заикается.

Или взять здравоохранение. Если районная поликлиника обзаводится самым элементарным — рентгеновской установкой в 1,5 млн. рублей, — это уже крупнейшее событие. Как для медперсонала, так и для пациентов.

Не хватает врачей, за любой анализ нужно заплатить деньги — часто в московской поликлинике, потому что в своей собственной нет нужного оборудования. При всей заботе о здоровье человека, который уже попал на больничную койку, в 2002 г. в области сократили целых 4000 койко-мест. Развивается процесс дневного пребывания в больницах — когда немощный пациент приходит туда после того, как плотно позавтракает дома, а уходит еще до ужина, чтоб перекусить опять же у домашнего очага.

Все это экономит бюджетные средства. Которые с размахом вкладываются в строительство все новых и новых спортивных сооружений. И жители, к примеру, Егорьевского района хоть убей не понимают: зачем им строящийся в городе каскад футбольных полей и спорткомплекс в придачу, когда в местном тубдиспансере больные не могут получить элементарной медицинской помощи?!

Ларчик просто открывается. Город (район) продает “пятно” под застройку инвестору. У города или района, как мы уже сказали, полно своих чисто житейских проблем: нужно ремонтировать кровли на жилых домах, красить подъезды, ставить домофоны, ремонтировать (или строить новые) объекты здравоохранения.

Поэтому лучше всего финансы от продажи “пятна” взять наличными и внести их в районный бюджет. Тогда денег, как заверяют экономисты, хватит на все: и на подъезды в жилых домах, и на больницы, и на бассейны.

Но если эти денежки только замаячат на горизонте, их, согласно бюджетному кодексу, следует:

50% — оставить в районе;

40% — перечислить в областной бюджет;

10% — отдать в федеральный.

И, напротив, все финансы оседают на месте, если за продажу площадки под застройку, район, как это ни парадоксально, финансов совсем не получает! А заключает с инвестором договор, согласно которому строители на эту сумму возводят объект соцкультбыта: спортивный дворец, коммуникации или еще что-нибудь в этом роде.

— В принципе вариант приемлемый, — под большим секретом признаются в одном из подмосковных районов. — Какая разница — брать деньги, а затем на них строить водонапорные станции, или строители их сразу сделают? Но стоит только заикнуться о коммуналке или еще о чем-нибудь, как в области тут же ссылаются на губернаторскую программу о развитии массовой физкультуры. Строим дворцы спорта, понимаешь...

Возводить спортивные сооружения подрядчику намного выгоднее, чем, допустим, больницу. И контроль за освоением средств не такой жесткий, и о качестве работ можно особенно не заботиться. Ведь в больнице сразу появляются пациенты, и там все должно быть функционально, в рабочем состоянии. А какой-нибудь спортзал можно и 10 лет доделывать...

Однако о том, что в губернии с появлением чудесных спортивных сооружений и млад и стар вышли на старт, сильно сказано. О прозаических буднях спорткомплекса в Серебряных Прудах мы уже рассказали. Построили объект, теперь не знают, что же с ним делать.

Отправляемся в Клинский район, известный читателям своей музыкальностью (здесь жил композитор Чайковский) и тем, что именно тут Менделеев “открыл” водку. Теперь Клин знаменит еще и своим Ледовым дворцом им. Харламова. На открытие этого объекта обещался приехать сам Президент России Путин. И хотя он все-таки не приехал, это нисколько не умаляет достоинств дворца. Красавец — ничего не скажешь. Тут, без сомнения, можно ставить рекорды, чтоб наши гордые дать имена.

Ну так вот. Еще в советские годы в Клину по зиме заливалось около 50 дворовых катков для детворы и худо-бедно велась работа по “охвату” подрастающего поколения физкультурой. А четыре года назад вдруг вспыхнули споры: как работать с молодежью дальше? Всемерно развивать массовую физкультуру или, наоборот, занять первое место в мире по какому-нибудь виду спорта, но в погоне за рекордами остальных детей оставить без всего?

Решили, что лучше все-таки бороться за мировую пальму первенства. В эту зиму в городе для массовой физкультуры не залили ни одного катка. А в школе №13, например, от властей не получили ни одного футбольного мяча.

Зато летом прошлого года открылся фешенебельный Ледовый дворец. Строили его по нарисованной нами схеме с той только разницей, что финансы на объект (200—230 млн. руб., однако!) дал не инвестор, а само правительство области. Взамен чего район выделил губернии на возмездной основе 98 га земли в поселках Решетниково и Спас-Заулок. Т.е. передал эти гектары в собственность области.

Сооружение впечатляет. Однако уже на подступах к дворцу сплошные шлагбаумы и объявления о плате за услуги. Бесплатный вход туда только в спортивный магазин, где вам предложат тренажеры от 9 тыс. руб. и выше.

Просто вход — 10 руб. Вход на секцию — еще червонец за одно посещение. Участие в массовом катании для взрослых — 50 руб. за 45 мин. (не считая аренды коньков), для детей — 30 руб. Официально директору дворца рядом с сооружением поручено заливать большой бесплатный каток — для детей из малоимущих семей. Но его, конечно, нет. Кто тогда будет ходить на платный?!

Как и положено, все лучшее здесь отдают детям. Если ваш ребенок решил записаться на хоккей или фигурное катание, его зачисляют в группу подготовки — с ежемесячной оплатой в 300 руб. (Деньги, прямо скажем, небольшие. Но и зарплата 3000 руб. в месяц в Клину считается хорошей. Отнимите от нее 1,5 тыс. руб. за квартиру, 300 — за свет и телефон, отложите денежки на пропитание... Тут и червонец — деньги. Ничего не остается на физкультуру!) Занятия становятся бесплатными только тогда, когда он станет занимать призовые места на соревнованиях не ниже областного уровня.

Словом, чтоб перед тобой бесплатно открывались двери спортзалов, нужно как минимум стать полупрофессионалом.

А массовая физкультура? Она до недавнего времени теплилась в Клину на стадионе “Строитель”. Все там было бесплатно и для всех возрастов покорно. В любое свободное время здесь бегали, прыгали или занимались на перекладине. Хотя уровень спортивных снарядов, конечно, был далек от европейского.

Теперь стадион занесен большими сугробами снега — идти надо, если есть деньги, в Ледовый дворец. В районе утверждают, что элементарная, но весьма приличная дворовая площадка, даже с каруселями и “горками”, тянет на 50—100 тыс. рублей. Что стоило Клину вдобавок к затраченным на ледовый дворец миллионам добавить еще парочку — и оборудовать хотя бы 30—40 таких площадок?

Примерно та же картина “с массовой физкультурой” и в наукограде Троицке. Стадион для профессионалов (местная футбольная команда, играющая в третьем дивизионе) с газонной травой, гаревыми дорожками и прочими прибамбасами власти построили между двумя школами, где раньше имелся стадион для ребятни. И где по уик-эндам гоняли мяч маститые ученые. А чтоб школьники и ученые не закисали от своей науки, им планировали там же соорудить маленькую игровую площадку — зачем больше? Они же не профессионалы!

Для детишек в конечном итоге так ничего и не сделали. Зато новый стадион обнесли 3-метровым забором, который постоянно на замке. И открывается только по великим праздникам, когда тренируется городская футбольная команда “Троицк”.

* * *

Конечно, в любой самой социально значимой программе, которая выполняется не на бумаге, а в жизни, можно найти воз и маленькую тележку ошибок и перегибов. Например, правительство предыдущего губернатора Тяжлова не построило в Подмосковье ни одного спортивного объекта — и претензий к нему в этом плане не было никаких. На нет ведь и суда нет.

Никто не догадывался, что регион в считанные годы можно обнести прекрасными спортивными стадионами. Вот почему масштабы придания Подмосковью имиджа крупного спортивного региона впечатляют и радуют одновременно. Как человек военный и спортивный, губернатор Громов желает, чтоб на стадионы потянулись и жители области.

Но мы знаем, чем часто заканчиваются самые благие намерения. Особенно если подчиненные губернатора никаких других проблем не замечают. Во многих мунобразованиях накануне прошлогодних декабрьских выборов районных глав проводились опросы населения. Спрашивалось: что нужно построить в городе в первую очередь? Только 10% респондентов на первое место ставили развитие спорта. Остальные требовали хлеба, жилья, рабочих мест...

Может, по этой причине во властных структурах практически невозможно выяснить, сколько же денег ушло на спорткомплексы. В процессе участвуют областной и районные бюджеты, внебюджетные источники, разные спортивные фонды.

Практически в каждом подмосковном мунобразовании сегодня одна, а то и две команды, которые если и не сражаются в высшей лиге, то уж, во всяком случае, на подступах к ней. Все это преподносится как несомненная заслуга местной и областной власти. Не в каждом субъекте Федерации собраны такие спортивные коллективы.

Но нужны ли они жителям районов, которые за хлебом насущным ездят в Москву? Ведь эти самые команды они содержат на свои налоги! Как удалось выяснить “МК”, глава Клинского района Александр Постригань только из своего личного фонда (а это бюджетные деньги) в 2002 г. перечислил местной хоккейной команде “Титан” 2,5 млн. руб. Кстати, столько же из местного бюджета было потрачено на всю молодежную программу в районе.

Но и это лишь часть айсберга. Дворцы спорта строятся без экономических обоснований. И строятся, черт возьми, по европейскому образу и подобию. А как только областная делегация торжественно перерезает красную ленточку, возвещая об открытии очередного спортивного очага для широкой публики, так именно у народа и начинается головная боль. Дворец тут же переходит на баланс района или города. За тепло платит район, за электричество — район, за услуги охранных ведомств — тоже район!

Не каждому такая роскошь по карману. Содержание европейского уровня стадиона (а других в области не строят) обходится местной казне в 10—15, а то и 20 млн. рублей в год.

Но эти самые средства есть куда вкладывать. Огромные проблемы в ЖКХ. И речь даже не о качестве услуг, а об их стоимости. В Подмосковье за коммуналку платят намного больше, чем в Москве, хотя зарплата в губернии ниже. Года четыре назад, на заре реформ ЖКХ, жители платили 50% от стоимости услуг, 40% компенсировал район. Сегодня мы уже “отстегиваем” 90%. И, казалось бы, те самые 40, которые раньше доплачивал район, высвободились, их можно вкладывать в улучшение коммуникаций, в строительство новых котельных и пр. Все это хозяйство десятки лет вообще не ремонтировалось.

Однако эти проценты в виде разных регулируемых налогов из районов ушли в областной бюджет. И вернуть их в лоно местного самоуправления куда сложнее, чем построить стадион.

Давно пора подсчитать затраты, поставить в квартирах индивидуальные счетчики. Не исключено, что, если средства всего на один планируемый дворец спорта пустить в ЖКХ, стоимость коммунальных услуг снизится. Во всяком случае, мы сами сможем влиять на ситуацию, экономить расходы.

Хочется верить, что правительство области, которое за предыдущие четыре года сотворило в регионе мощный рывок в экономике (и вообще — сделало немало хорошего для жителей губернии), в эту пятилетку правильно расставит социальные акценты в своей деятельности.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру