Заливка льда

...Кто знает, как оно там сложится? Взял ли свои ноги в руки Плющенко? Что сможет “Розовая пантера” танцоров Навки и Костомарова? Как отработают немецкий лед китайцы — под овации или скромненько? И, наконец, что удастся показать нашим женщинам такого, что не смогут оспорить даже прыткие американки? Основная часть сборной по фигурному катанию прибыла в Дортмунд. Чемпионат мира начинается в понедельник.

А сегодня Россия уже пробует немецкий лед.

А на все перечисленные вопросы ответы мы получим в течение недели. Хорошо бы жизнеутверждающие и силу российского фигурного катания подчеркивающие. Следующий чемпионат мира-2005 пройдет в Москве, и провести презентацию в Германии российского турнира с медалями на шеях было бы совсем недурно. О победных традициях нашей сборной, которые хотелось бы не только поддержать, но и не утерять, и говорить нечего.

Но после весьма неожиданного чемпионата Европы — психологический срыв Евгения Плющенко отзвенел по всем нервным системам: и болельщиков, и тренеров, и спортсменов — даже обычную прикидку медалей президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев делает с оговоркой.

— Наверное, мы можем рассчитывать на “золото” Плющенко, наверное — на танцы. В парах — мы, конечно, поборемся, но это сложно. Одиночницы — здесь ситуация непредсказуема. Слишком велика конкуренция. И вообще, лед такой скользкий, чего там только не бывает...

О том, кто выступит за честь наших женщин — Слуцкая, Соколова, Волчкова, — и почему это произошло, “МК” уже подробно писал. Ира Слуцкая опасается только одного — немного отвыкла она от зрителей. Ирина ни разу не выступала на публике в этом сезоне, за исключением показательного выступления, потребовавшего всех ее моральных и физических сил, на юбилее Игоря Бобрина.

Елена Соколова, по словам ее тренера Виктора Кудрявцева, находится в очень хорошей форме и готова биться с самыми сильными соперницами.

— Бог миловал — ни травм, ни каких-то проблем со здоровьем у Лены не было, — говорит Кудрявцев. — И мы даже, если все пойдет как надо, готовы удивить мир новым сложным каскадом в произвольной программе. Американки, конечно, будут биться за первое место, подключится к ним японская сборная. Но кто сказал, что наша команда в таком усиленном составе не способна на хорошее выступление?

Тренер Кудрявцев, как он сам считает, неисправимый оптимист. Но для спорта это значительно лучше, чем глухой и непреходящий пессимизм. “Звезды в какой-то момент могут превратиться в метеориты и сгореть раньше времени”, — считает другой оптимист — тренер Евгения Плющенко Алексей Мишин. Но он же уверен, что если об этом думать постоянно, то лучше потерять разум вообще. Наверное, именно этим оптимизмом и объясняется желание Жени не только выступить в Дортмунде, несмотря на травмированные ноги, но и вновь вернуть себе законное первое место.

— Можно было бы, конечно, не выступать. Ну и к чему бы это привело? — считает Евгений. — Потерянный сезон, начало следующего как возврат утерянных позиций. Нет, я намерен докатать сезон, причем как положено, затем выступить в шоу и только летом заняться травмами.

Такие опытные и уважающие себя спортсмены, как Ира Слуцкая и Евгений Плющенко, не принимают необдуманных решений. Такие опытные тренеры, как Жанна Громова и Алексей Мишин, не могут позволить ученикам принять необдуманные решения. Поэтому нам остается только доверять интуиции создателей ледовых шедевров.

...Вообще, конечно, роль тренера, стоящего в момент триумфа за пьедесталом, велика чрезвычайно. И, наверное, все переходы спортсменов от одного мэтра к другому всегда объяснимы — спортсмен зачастую та самая рыба, готовая нырнуть куда угодно, лишь бы всплыть уже с медалью. Главное, чтобы не кверху брюхом.

Назад, чтобы... вперед

Виктория Волчкова последние два сезона порхала от одного тренера к другому — сначала ушла от Виктора Кудрявцева к Олегу Васильеву аж в Чикаго, затем вернулась в Москву, но к Елене Чайковской. На чемпионат мира же Вика едет, подготовленная Мариной Кудрявцевой. За день до отъезда Волчкова внешне выглядела спокойной и даже какой-то умиротворенной.

— И как давно ты узнала, что поедешь в Дортмунд? Ведь надежд не было никаких: сезон ты завалила, казалось, окончательно и бесповоротно?

— Да недели две назад. И если честно, до этого мы абсолютно не готовились серьезно. Подготовка шла уже на следующий сезон. Хотя чисто подсознательно я, конечно, очень хотела вернуться на большой лед уже в этом году, и себе хотела доказать, и другим, что...

— Что не совсем пропащая?

— Да. Мы хорошо готовились к следующему сезону — занимались ОФП усиленно, хореографией. Сначала очень тяжело было выкатывать программы, мы снизили все нагрузки в зале, чтобы на льду хоть что-то ко мне вернулось.

— Но как удалось все былое растерять?

— После того как я ушла от Васильева к Чайковской, то очень хорошо была настроена. Мне казалось, теперь все будет как надо, но... Сначала я заболела. Был сложный грипп, и врач сидел у меня дома практически безвылазно. Я ведь одна в Москве — родители живут в Питере. Лечение, уколы и почему-то возникшее недоверие со стороны тренера. Потом была травма ноги, и опять недоверие. Честно? Мне было обидно до слез. Это стало началом нашего расставания.

— А что стало началом расставания с Олегом Васильевым?

— Психологическая атмосфера в группе, ведь Олег тренирует Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина. Тренер не смог создать грань, которая бы нас разделила.

— И обезопасила?

— Да. На самом деле внимания Олег уделял много внимания и ребятам, и мне. И всем хватало. Но пара была чем-то все время недовольна. И, можно сказать, меня оттуда просто выжили. Нет, я могла там остаться, могла бы терпеть чьи-то капризы, но не хотела — потому что я тоже спортсменка определенного уровня. И не думаю, что требовать к себе хорошего отношения — это что-то из ряда вон. Олег настоящий тренер, у него хороший тренировочный процесс, но сегодня психологически он не готов к другим ученикам — пока у него есть эта пара.

— Вика, а ведь неловко, наверное, было проситься обратно на лед к Кудрявцевым? Тем более что там и Соколова, и Солдатова...

— Нет, мне было абсолютно не стыдно, потому что расстались мы с Виктором Николаевичем абсолютно по-доброму. И потом никаких гадостей в адрес друг друга не позволяли. А что касается девочек — не только не мешает, но и подстегивает.

— Неужели тебя еще надо подстегивать — ведь такой шанс получила?

— Уже не надо. Руки-ноги целы, в порядке благодаря грамотным тренировкам у Кудрявцевых. И самое главное — мне очень нужно себя реабилитировать.

Мудрое слово

Вот уж кто не нуждается в реабилитации — так это взрослый юниор (или юный взрослый, как хотите) Андрей Грязев. Календарь его выступлений в этом году украшен не только дебютом на чемпионатах Европы и мира, но и выступлением на юниорском чемпионате мира, который он две недели назад и выиграл в соперничестве с талантливым американцем Эваном Лисачеком.

— Андрюш, за организм не страшно? Вдруг косточки-то не выдержат такой нагрузки?

— Я вообще сильный, думаю, справлюсь.

— Это ты сам решил, что до такой степени сильный, или кто-то убедил?

— И сам, и тренеры.

— А науку не подключали? Может, тесты прошел после юниоров, чтобы понять, в какой форме находишься?

— Нет, тестов не было. Я упорно тренируюсь. В последнюю неделю просто катался и восстанавливал форму — после чемпионата мира пошел небольшой спад, но сейчас чувствую себя отлично. О месте, которое могу занять, не думаю, мне надо показать главное — катание. Знаю, что спросите про прыжок в четыре оборота — посмотрим, как пойдет уже там, в Германии. Как сам почувствую, что старшие товарищи подскажут.

— Это — Татьяна Тарасова, Майя Усова, кто еще?

— Леша Ягудин. Он мне очень психологически помогает. Не каждый олимпийский чемпион подойдет и скажет ободряющее слово. А Леша простой такой, домашний.

— И какое же последнее мудрое слово ты услышал от олимпийского чемпиона?

— Держись, Андрюха!

* * *

В этой сборной собрано всего поровну. Опыта, амбиций, надежд, тревог первого выступления в жизни или после перерыва, юношеского пыла, трезвости и мудрости тренеров — всего предостаточно. Теперь надо то, что совместимо и ведет к наилучшему результату, взболтать и — на лед. Главное — показать преимущество и умело спрятать недостатки. Перед американцами, например, у России уже есть одно преимущество: мировой лед на сей раз залит в Европе, и зритель не будет оголтело фанатеть и давить на судей. Осталось мобилизовать мастерство и мозги. И залить этот лед эмоциями и куражом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру