Дзюдо, кино и кимоно

Человек, как и дерево, силен корнями. Если хотите, чтобы кроме математики и физики ваш ребенок знал язык и обычаи прадедов, умел готовить национальные блюда, исполнять народные танцы и песни, школа с этнокультурным компонентом — как раз то, что нужно. О необычных альма-матер “Фортуне” рассказывает главный специалист Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы Наталья ВАГАНОВА:

— Первая этнокультурная школа появилась в Москве 15 лет назад. Сегодня у нас уже 74 школы с этнокультурным образованием: русским, армянским, еврейским, татарским, литовским и другими... Кроме базовых предметов (русского, математики, физики, химии), обязательных для всех школьников, в этнокультурных школах вводят блок предметов, связанных с изучением языка, культуры, истории, традиций конкретного народа. Эти предметы изучают или на уроках, или на факультативах, или в рамках культурно-образовательных центров, которые работают в школах во второй половине дня. Занятия проходят на русском языке. Дети других национальностей должны знать русский в соответствии с общими требованиями. Этим этнокультурные школы отличаются от национальных, где уроки ведут на национальном языке. Национальных школ в Москве нет.

— Чем школы с этнокультурным компонентом отличаются от языковых спецшкол?

— В учебный план школ с этнокультурным компонентом обязательно входит изучение национального языка. Поскольку в этношколах учатся и дети осевших иностранцев, которые не хотят забыть родной язык, и дети, чьи родители приехали в страну на временную работу, и дети от смешанных браков, и русские дети, то школы могут организовывать преподавание национального языка на нескольких уровнях. Но главная задача не в том, чтобы натренировать ребят на сдачу экзамена в вуз, а чтобы они смогли общаться, например, по-армянски на бытовом уровне. На весь блок этнокультурных предметов вместе с национальным языком тратится не больше четвертой части учебного времени. В языковых спецшколах на иняз отводится около 6 часов в неделю. Выпускники свободно владеют изучаемым языком.

— Школ с каким национальным компонентом в столице больше всего? Есть ли школы с русским национальным компонентом?

— В Москве 3 школы с армянским этнокультурным компонентом, 5 — с грузинским... Третья часть этнокультурных школ реализует русский компонент образования. В свое время мы столкнулись с негодованием. Нам говорили: “И так все школы русскоязычные!” Но русская этношкола — это не школа, где просто учат русский язык и русскую литературу. И это не школа исключительно для русских. В русской этношколе могут учиться дети самых разных национальностей. Зато их образование строится на знании русских национальных традиций, истории русской философской мысли, культуры православия. Шире учебная программа по русской литературе. Некоторые школы углубляются в исследование проблем русского языка. Другие берут за основу культурологию, краеведение.

— Существуют ли частные этнокультурные школы?

— Да. Причем если для госшкол прописаны жесткие требования: обучение по российским программам, на русском языке, — то в частной школе могут учиться, например, по грузинским программам и получать документ об образовании грузинского образца.

— Есть отличия в требованиях приема в обычные школы и в школы с этнокультурным компонентом?

— Отличий нет. Единственная проблема — некоторые этношколы не могут вместить всех желающих. Поэтому в них скорее пойдут навстречу детям той национальности, чей язык изучается... Сейчас в московских школах много детей-мигрантов (больше всего из Азербайджана, Армении, Грузии). Они заведомо плохо знают русский язык и стремятся в этнокультурные школы. С другой стороны, в последнее время растет интерес русскоязычного населения к изучению азербайджанского, литовского. В корейской школе корейцев не больше половины. Чтобы сделать этнообразование доступным большему числу людей, мы готовимся создать отдельные классы, группы, специальные центры в общеобразовательных школах.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру