Лица нефранцузской национальности

25 марта 2004 в 00:00, просмотров: 225

Премьеру оптимистической комедии “Париж спросонья” в постановке Татьяны Ахрамковой представил “La Театр” на сцене театрально-концертного центра “ЦДКЖ”. Трогательный и чрезвычайно актуальный сюжет был сыгран группой прекрасных актеров во главе с Адой Роговцевой, которая вернулась на московскую сцену после многолетнего перерыва.


Из досье “МК”. Жан-Мари Шевре родился в 1953 г. Пьеса “Le squat” была впервые поставлена в парижском театре Rive gauche в 2000 г. В том же году она была удостоена международной премии ООН. В 2001 г. номинирована как лучшая комедия на премию Мольера. В России ставится впервые в переводе Евгения Бабенко.

Для режиссера Татьяны Ахрамковой, спектакли которой на протяжении пятнадцати лет составляют значительную часть афиши театра Маяковского, работа в антрепризе нетипична. Тем более радует, что опыт с постановкой комедии “Париж спросонья” оказался очень удачным. Пьеса “Le squat” (англицизм, проникший во французский язык и буквально означающий “захват чужого жилья”), написанная 47-летним драматургом Жаном-Мари Шевре в 2000 г. на злобу дня французской реальности, удивительным образом совпала с российской злобой. А именно: злобой по отношению к лицам некоренной национальности.

Герои спектакля — молодой араб Самир (Александр Резалин) и нелегальная эмигрантка из Польши Марыля (Агриппина Стеклова) — захватывают комнатку для прислуги в богатой квартире двух сестер, коренных француженок, — милитаризированной шовинистки Маривонны (Ада Роговцева) и доброй и жалостливой Жанны (Ольга Волкова). Отношения персонажей, в которых активное участие принимает колоритная консьержка-португалка Тереза (Ирина Домнинская) и ее сын Манюэль (Игорь Евтушенко), проходят путь от категорической неприязни и взаимного отвращения к любви и пониманию. Спектакль настолько светлый, добрый, лишенный какой-либо пошлости или чернухи, что даже не верится: кажется, сейчас наступит горький финал. Но нет: жанр наивной и чистой сказки выдержан до конца, все кончается свадьбой и даже появлением младенцев.

Утопия? И пусть. Зато очень убедительная благодаря тонкой, но при этом эмоционально заряженной режиссуре Ахрамковой и игре актеров, виртуозно балансирующих между комедией и мелодрамой. Дуэт Ольги Волковой и Ады Роговцевой заставляет зрителей то хохотать, то плакать, прислушиваясь к завораживающей песне Шарля Азнавура (кстати говоря, тоже не француза по происхождению). Блестяще играет рыжеволосая красотка Агриппина Стеклова. Ее сильнейший польский акцент забавен и трогателен. А когда в финале под звуки “Оды к радости” из Девятой симфонии Бетховена на авансцене начинает светиться небольшой глобус, публика уже не смеется. И всем как-то искренне хочется, чтобы и вправду “обнялись миллионы” и чтобы уж наконец-то “в поцелуе слился мир”.




    Партнеры