Эх, хвост-чешуя, не купил я ни... жилья

Многим еще по советским временам знакома ситуация: вы с боем покупаете билет на поезд, отстояв много часов в очереди на вокзале, вползаете с тяжеленным чемоданом в вагон — в мыле и в надежде занять наконец свою полку и расслабиться — и вдруг обнаруживаете, что эта самая полка уже занята “двойником”, у которого билет на тот же самый поезд и на то же самое место. Состав трогается себе в путь, а ваши мытарства, помноженные на нервный срыв, растягиваются еще на неопределенное время. Пока проводник с начальником поезда бегают по вагонам, пытаясь пристроить обладателя “лишнего билетика”.


Теперь представьте себе ситуацию из той же серии. На стадии “нулевого цикла” вы покупаете на все свои сбережения квартиру в строящемся доме, пару лет ждете окончания стройки, нетерпеливо наблюдая, как подрастают этажи. А когда дом уже готов к сдаче, неожиданно узнаете, что ваша квартира продана, новые жильцы поставили железную дверь и занимаются отделкой. Причем никто не собирается ничего подыскивать взамен: ваши проблемы вообще никого не волнуют.

В такую ситуацию попали 52 семьи, вложившие свои кровные в строительство дома в Химках, на улице Мельникова. Сегодня доведенные до отчаяния люди готовы на крайности — перекрывать Ленинградское шоссе, объявлять коллективную голодовку либо отбивать свои квартиры с оружием в руках...

Хронология с примечаниями

Осень 1999 г. На месте, где сейчас высится двухсекционный 14-этажный жилой дом, — брошенный недострой: котлован, кое-где фундамент, сваи... Объект стоит на балансе муниципалитета.

23 мая 2000 г. Администрация Химкинского района заключает контракт с инвестором-застройщиком ООО “Форбс”1. Власти в качестве своей доли внесли земельный участок и проектную документацию, за что должны получить 12% квартир в готовом доме. В рамках своей доли “Форбсу” разрешено привлекать к строительству соинвесторов.

2 октября 2000 г. Заключается договор о долевом участии между “Форбсом” и ЗАО “ИСПК “Стройсервис”2. По договору “Стройсервис” получает право на 70% квартир из первоначальной доли “Форбса”. “Стройсервис” становится генподрядчиком.

5 сентября 2001 г. “Стройсервис” заключает договора3 с риэлторскими фирмами — ООО “Черемушки Риэлти” и ООО “Альянс Сити”, которые вносят на строительство свои деньги (1,11 млн. долларов и 0,86 млн. долларов соответственно) и начинают продавать квартиры в строящемся доме физическим лицам. Такова обычная практика — финансы привлекаются уже по ходу строительства. Одновременно “Стройсервис” продает квартиры гражданам и самостоятельно.

Февраль 2003 г. “Форбс” уведомляет генподрядчика о своем намерении расторгнуть договор.

2 марта 2003 г. “Форбс” и “Стройсервис” подписывают акт о взаиморасчетах (т.н. акт №3). В документе говорится о том, что доля, вложенная “Стройсервисом”, составляет 71% от общей стоимости строительства. На эту сумму за “Стройсервисом” поквартирно закрепляется жилая площадь. Его доля при этом сократилась примерно на полсотни квартир (между тем эти квартиры давно “Стройсервисом” проданы). С этого момента “Стройсервис” больше не имеет отношения к строительству, а “Форбс” начинает самостоятельно привлекать деньги на стройку, продавая квартиры. Причем те, что перешли из доли “Стройсервиса”, — повторно.

Лето 2003 г. Дом почти готов. 52 семьи, купившие квартиры на ранних стадиях и с нетерпением предвкушающие сладкий миг новоселья, случайно узнают, что их квадратные метры не так давно проданы другим — новые владельцы уже занимаются ремонтом квартир. Занавес.

Примечания:

1. Несмотря на громкое название, химкинское ООО “Форбс” — фирма молодая и малоизвестная. Учреждена в январе того же 2000 года. Трудно сказать, чем руководствовалась тогдашняя химкинская администрация, заключая с фирмой, которой всего 4 месяца от роду, такой крупный инвестиционный контракт. Дом на 250 квартир даже по меркам нынешнего строительного бума — предприятие неординарное. Между тем опыта строительства “Форбс” до этого не имел никакого.

2. Среди учредителей ЗАО “Стройсервис” есть одна из организаций, связанных с МВД. Теперь, задним числом, пострадавшие говорят, что близость к милиции внушала им доверие к фирме.

3. В договоре “Стройсервиса” с “Форбсом” есть такой пункт 6.1: “Стороны вправе привлекать в пределах своей доли инвестиции третьих лиц. По согласованию Стороны вправе переуступать свои права по данному договору, такая переуступка оформляется письменно, согласовывается с администрацией и является неотъемлемой частью настоящего договора”. В разбирательствах по искам пострадавших эта на первый взгляд формальная фраза типового договора сыграет роковую роль. О чем ниже.



От дохлого осла уши

Итак, что это за 52 семьи, оказавшиеся вопреки классику такими одинаково несчастливыми? 24 из них купили квартиры в будущем доме через “Черемушки Риэлти”, 18 семей — клиенты “Альянс Сити”, остальные 10 заплатили непосредственно “Стройсервису”. Все они расстались со своими деньгами еще в 2001 году. Но после прошлогодней мартовской “ссоры” заказчика с генподрядчиком “Форбс” продал эти 52 квартиры по второму кругу.

— Я 26 лет отслужил по дальним гарнизонам, — говорит офицер-пограничник Петр Репецкий. — В отставку ушел в Мурманске, несколько лет ждал жилищный сертификат Минобороны, чтобы уехать на “большую землю”. Наконец получил. И вложил его в этот злосчастный дом. Теперь остаюсь ни с чем. Из гарнизона в Мурманске нас с семьей торопят уехать, а тут — ни кола ни двора. И такое впечатление, что никого наша беда не колышет.

Нуворишей среди несостоявшихся новоселов нет. Каждый может рассказать свою историю о том, как тянулись из последних сил, продавали дачи, гаражи, родительские дома, залезали в долги, чтобы купить квартиру в Химках и перевезти сюда стариков из глубинки или, наоборот, отселить взрослых детей. Есть люди, которые ради переезда в Подмосковье продали квартиры в других областях и теперь оказались фактически на положении бомжей.

Семья Алямкиных из четырех человек (муж, жена, взрослые сын и дочь) 25 лет живет в московской коммуналке. Комната — 15 кв. м. С 1991 года стоят в очереди на квартиру. За это время хозяйка — Валентина Семеновна — заработала астму, получила инвалидность. Наконец правительство Москвы выделило Алямкиным безвозмездную субсидию на покупку жилья (это примерно 70% от нужной суммы). Кое-как наскребли недостающее и купили двухкомнатную квартиру в Химках. В том самом доме...

Сегодня несчастные покупатели попали в безвыходную ситуацию. Можно, конечно, судиться с фирмами, с которыми заключались договора, требуя возврата денег. Но…

— За три года цены на квартиры у нас в Химках выросли в два с лишним раза, — говорит Ольга Напалкова. — В 2001-м мы заплатили за двухкомнатную квартиру 28 тысяч долларов. А сейчас она стоит под 70. Даже если нам вернут деньги, никакую квартиру на них уже не купишь, даже однокомнатную. Мы требуем, чтобы нам отдали квартиру, за которую мы честно заплатили.

Почти год как пострадавшие начали искать справедливость. Горы бумаги изведены на жалобы во все инстанции — от главы районной администрации до президента, от уполномоченного по правам человека до прокурора. В сухом, как говорится, остатке на сегодня — несколько сердечных приступов и инсультов у пострадавших, ползущие со скоростью черепахи судебные процессы по полусотне исков (решение суда первой инстанции пока есть только по одному из них) и возбужденное областной прокуратурой уголовное дело по факту мошенничества. Дело возбуждено в отношении неизвестных лиц.



Лицом к лицу лица не увидать

После ознакомления с документами, которые собрали пострадавшие, больше всего вопросов возникает к “Стройсервису”. К сожалению, именно эта фирма меньше всего склонна общаться с прессой. Один из сотрудников, до кого удалось дозвониться, вызвался записать для директора Евгении Тетеневой четыре конкретных вопроса. Однако времени ответить на них Евгения Викторовна в своем напряженном рабочем графике так и не нашла. Хотя у человека, который в курсе дела, это заняло бы не больше пяти минут. По слухам, таково обычное поведение “самого молодого руководителя предприятий стройиндустрии” (сведения почерпнуты из рекламной публикации о фирме) с тех пор, как начал разгораться химкинский скандал. А ведь кому, как не ей, знать, “где деньги, Зин”. Если они все же были вложены в строительство, зачем тогда она подписывала пресловутый “акт №3”?

— Это обычная практика подведения промежуточных итогов, — попытался ответить на этот вопрос адвокат Владислав Будовниц, защищающий права 18 потерпевших “по линии “Альянс Сити”. — Заказчик и подрядчик подбивают бабки: проделана такая-то работа — вот вам такие-то квартиры. Это был не первый подобный акт, и мы считаем, что акт №3 был не окончательным, а промежуточным.

А как же тогда уведомление о разрыве отношений, направленное “Стройсервису” “Форбсом”? На это может ответить, наверное, только сама г-жа Тетенева. Но увы.

— Обычная российская история, — констатирует г-н Будовниц. — Фирмы собрали деньги, потом поругались. Кто слабее, тот оказывается за бортом.

В нашем случае сильный, оставшийся в лодке, — Нариман Шаипов, руководитель и совладелец ООО “Форбс”. Всю вину он сваливает на других и со спокойной душой всех недовольных отправляет в суд, который, дескать, во всем разберется. Однако сами “униженные и оскорбленные” в своих бедах склонны винить в первую очередь “Форбс”. Их логика проста: если есть пострадавшие от мошенничества, то обязательно должны быть и выигравшие на нем. Так вот, больше всего дивидендов скандал в Химках принес именно “Форбсу”: в 2003 году после разрыва со “Стройсервисом” квартиры повторно продавались “Форбсом” по цене вдвое выше той, что была в 2001 г.

Вообще истинные взаимоотношения “Стройсервиса” и “Форбса” — тайна, покрытая мраком. Возможно, пролить свет на нее сможет следствие, которое ведется в рамках уголовного дела о мошенничестве.

Нариман Шаипов, приехавший в Подмосковье в 1997 году из Узбекистана, одно время работал в “Стройсервисе” под началом тогдашнего директора Виктора Тетенева. В январе 2000 года г-н Тетенев умер, и директорское кресло перешло к его дочери — 22-летней Евгении. В том же месяце Шаипов с двумя компаньонами открыл свой бизнес — ООО “Форбс”.

Сейчас, отматывая пленку назад, пострадавшие химкинские дольщики гадают, что же произошло тогда между семейством Тетеневых и Шаиповым. Если конфликт, то нынешнюю ситуацию, когда все стрелки переведены на “Стройсервис”, можно считать местью опытного Шаипова юной Тетеневой. Если же разошлись полюбовно, можно предположить, что с самого начала двумя фирмами была затеяна “строительная пирамида”.



Чума на оба ваши дома

— Вы посмотрите на приложение к акту №3, — одна из пострадавших показывает бумагу, в которой закрепляется поквартирное распределение жилья между “Форбсом” и “Стройсервисом” после “развода”. — Казалось бы, если одной из фирм отходит 70% квартир, логично было бы, чтобы номера квартир шли по порядку одним массивом — с такого-то номера по такой-то. Тут же вся эта ведомость — как шахматная доска. К примеру, 207-я квартира вошла в 70%, а 206-я и 208-я — не вошли. И были, соответственно, проданы второй раз... Такое впечатление, что кто-то выбирал: кого из людей кинуть, а с кем лучше не связываться.

Может быть, поэтому высокопоставленные лица в сети не попались. Все пострадавшие — как говорится, обычные люди. Некоторых даже средним классом язык не поворачивается назвать.

Две вовлеченные в конфликт риэлторские фирмы разбираться, кто больше виноват — “Стройсервис” или “Форбс”, — не хотят: иски в суд подали на обоих.

— Нам все равно, действовали они вместе или по отдельности, по хитрости или по неопытности, — говорит директор “Черемушек Риэлти” Андрей Воронежский. — Дом построен на наши деньги. Мы первые внесли взнос на строительство, без наших денег его вообще не начали бы строить. А теперь нас и наших клиентов хотят оставить ни с чем. Мы будем бороться именно за квартиры. Мы считаем, что наши клиенты — законные правообладатели.

Мошенничество с двойными продажами квартир процветало в Москве до дефолта 1998 года. Потом столичные власти ввели регистрацию инвестиционных договоров непосредственно со стадии “нулевого цикла”, и кидалово прекратилось. Сейчас эта зараза перекидывается на Подмосковье (как выяснилось, случаи, подобные химкинскому, зафиксированы в Троицке и в Щербинке).

Схема мошенничества проста. И, как это иногда бывает с простыми вещами, по-своему гениальна. Чтобы наварить энное количество дензнаков, нужен только земельный участок под застройку. Не требуется даже стартового капитала. Итак: заказчик и подрядчик собирают деньги у людей (лучше — через риэлторские фирмы-однодневки), строят дом и на стадии, близкой к завершению, “ссорятся”. В идеале риэлторские фирмы к этому моменту должны сгинуть — тогда у граждан, покупавших через них квартиры, вообще не остается никаких концов. Но даже если по суду дольщикам удастся-таки отбить свои деньги, организаторы пирамиды все равно остаются в плюсе: ведь стоимость квадратного метра в готовом доме всегда выше той, что бывает на “нулевом цикле”. А если к тому же цена жилья на рынке непрерывно растет, как это происходит в последние годы, прибыль от мошенничества возрастает многократно.

Кстати, в нашем случае, по оценкам специалистов, “Форбс” (сам ли или на пару со “Стройсервисом”) на повторной продаже мог заработать около 1,5 млн. долларов.

— Сегодня наш девиз: наше дело правое, победа будет за нами, — говорит Андрей Воронежский. — Справедливость рано или поздно восторжествует. Мы повторных покупателей наших квартир уведомили заказными письмами о том, что они совершают неправомерные сделки. Бывали случаи, когда недобросовестных приобретателей выселяли из квартир через два с половиной года. ОМОН выносил прямо в домашних тапочках, а мебель арестовывалась в счет возмещения ущерба...

Новые химкинские власти, разгребающие сейчас “наследие” предшественников, выражают пострадавшим моральную поддержку. Фемида, однако, пока не на их стороне. На данный момент, как уже говорилось, районным судом вынесено решение по одному из полусотни поданных исков. Семья Алямкиных требовала от “Форбса” и “Стройсервиса” признания права собственности на квартиру. В удовлетворении иска им было отказано. Главным основанием послужил тот самый пункт 6.1 из договора “Форбса” со “Стройсервисом”, по которому новых соинвесторов “Стройсервис” якобы должен был согласовывать с администрацией района и “Форбсом”. Алямкиных, дескать, не согласовали (как будто в этом их вина!). Но при этом у тех, кто купил у “Стройсервиса” квартиры в первой очереди того же дома, и даже у тех, кто купил во второй очереди, но не попал в 52-квартирный “черный передел”, проблем с получением жилплощади в собственность не возникает. Хотя их тоже, разумеется, никто с администрацией не согласовывал. Закон — что дышло?..

Конфликт на улице Мельникова в Химках — знаковый для Подмосковья. Если махинаторам удастся выйти сухими из воды, их примеру тут же последуют другие. Любителей пирамид, как показывает практика, у нас хватает. Значит, в шкуре пострадавших химчан может оказаться любой покупатель жилья на первичном рынке. Готовы ли областные власти, прокуратура и суд выпустить джинна из бутылки?




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру