Мамонтов угнали в Москву

Столичные скупщики бивней мамонтов, похищенных зимой из таймырского музея палеонтологии, задержаны в минувшие выходные в Москве, на Профсоюзной улице. Сыщики выясняют, совершена ли кража “на заказ” или же москвичи приобрели останки ископаемых, имеющие статус культурных ценностей, не подозревая об их “криминальном прошлом”.


Бивни украли в Хатанге в период с 1 ноября 2003 года до 17 февраля нынешнего — в это время экспозиция была закрыта на “технический перерыв”, связанный с полярной ночью. Когда в середине февраля сотрудники пришли в музей, оказалось, что здесь побывали воры. Они взломали замок, “расчленили” экспонаты бензопилой и унесли бивни общим весом 1,5 тонны. Ясно, что такой груз сразу не унести. Но времени у преступников было достаточно.

Недавно таймырская милиция задержала воров — двоих местных жителей, — но радоваться было рано. Похитители припрятали в родной Хатанге лишь 500 кг бивней, а большую часть продали московским скупщикам по цене 30 евро за килограмм. К делу подключились сотрудники московского управления по борьбе с оргпреступностью. И на днях они вышли на покупателей — отца и сына Платоновых (фамилия изменена). В их гараже на Профсоюзной улице оперативники отыскали 160 кг бивней. Остальное, по оперативным данным, они успели продать контрабандистам, переправляющим товар в Китай, Корею и Германию по цене уже 70 евро за килограмм. (Такова приблизительная стоимость бивней 2-го сорта. Килограмм лучшего, 1-го, сорта продается за 100 у.е., а 4-й сорт — щепки, идущие на изготовление рукояток ножей, — стоит от 4 до 7 долларов.) Платонов-старший (он бывший геолог, а скупкой остатков мамонтов промышляет с начала 90-х годов) имел прямые выходы на заграничных покупателей. Теперь милиционеры выясняют, была ли кража “заказана” или жители Хатанги действовали экспромтом, а также вычисляют каналы “ухода” бивней за границу.


Эту криминальную историю мы попросили прокомментировать внештатного эксперта Министерства культуры Владимира ЖЕГАЛЛО:

— Интерес к бивням мамонта, — сказал он, — связан с тем, что многие годы на рынок поделочных материалов почти не поступает слоновый бивень, поскольку в мире запрещено убийство слонов. Основное производство резчиков по бивню расположено в Юго-Восточной Азии. Там же находятся и главные покупатели и скупщики товара, сбывающие его резчикам. Разрешение на вывоз бивней из России может дать только департамент по сохранению культурных ценностей при Минкульте. Если его эксперты признают останки особо ценными для науки и культуры, то переправить их через границу нельзя. Но “черные” торговцы умудряются найти криминальные лазейки, хотя на торговлю бивнями существуют лицензии, получить которые не так уж трудно.

Случаи кражи бивней мамонтов из музеев чрезвычайно редки. Похищение на Таймыре — второй случай за последние 10 лет. А первая кража была совершена в середине 90-х годов из экспозиции Палеонтологического музея. Тогда воры умудрились вынести два бивня. Это преступление до сих пор не раскрыто. Что касается нынешней ситуации, то скорее всего покупатель кости мог просто не знать об их сомнительном происхождении. Обычно перекупщики бивней, имеющие лицензию, не спрашивают, где продавец их нашел. Кстати, в Якутии местному населению разрешен свободный сбор ископаемых останков. Якуты и эвенки неохотно рассказывают, где именно они нашли бивни. Бессмысленно говорить о том, что гражданин мог “заказать” кражу, поскольку получить желаемое он мог более простым путем — в беспредельной тундре лежат точно такие же бивни, которые и не нужно воровать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру