И смех, и грек

30 марта 2004 в 00:00, просмотров: 150

“Костас, заводи самосвал, корреспонденты приехали!” — раздалась зычная тарабарщина, а наш сопровождающий из понтийских греков Никос, расхохотавшись, тут же перевел ее российской делегации. И понеслась: мигом из-за поворота возник грузовик, заурчала техника, забегали-засуетились люди. У непосвященного наверняка сложилось бы впечатление, что строительство Олимпийского стадиона — главного на время летних Игр-2004 — вот-вот завершится...

Однако ж это далеко не так. И дело-то ведь не только в основной арене: Олимпиада в этом году, кто не в курсе, пройдет с 13 по 29 августа, а к концу марта не готово еще много чего.

В чем и убедился специальный корреспондент “МК”, побывавший в Афинах на выездном заседании олимпийского пресс-центра “Coca-Cola” вместе с группой российских журналистов.

“В Греции все есть” — в справедливости этой расхожей формулировки мне довелось убедиться самолично. Есть там действительно все. И радушие местного населения, готового, кажется, решить любую твою проблему (но необязательно решающего ее на самом деле). И прекрасный климат — о боги, ну до чего же на земле Зевса и Геры сочные апельсины! И теплое море (даже сейчас температура воды там под 20 градусов). И, увы, другое море — море проблем. С которыми греки, очень хочется надеяться, справятся. И проведут, как они обещают, лучшую Олимпиаду в истории.

Проблема №1: долгострой

“Одна большая ленивая стройка...” — заметил коллега из опытных то ли на третий, то ли на четвертый день нашего пребывания в Афинах. Если и преувеличил — то, может, только насчет “ленивой”. А вот в остальном...

Как выясняется, по состоянию на сегодняшний день сдано... только 15 из 38 олимпийских объектов (кстати, Афины были избраны столицей Игр-2004 еще в 1997 году, а строиться начали лишь в 2000-м). В числе недоделок — и знаменитый баскетбольный Дворец мира и дружбы, в котором греческая сборная одержала историческую победу над нашей в 87-м, и уже упоминавшийся Олимпийский стадион. Там не готовы пока ни беговые-прыжковые дорожки, ни зрительские сиденья. Да и шикарный 16-тонный стеклянный купол (стоимостью, между прочим, более 150 миллионов долларов) авторства известнейшего испанского архитектора Сантьяго Калатрава так и лежит пока рядом с ареной.

Успеют ли строители водрузить его над стадионом? Или получится как с крышей для плавательного бассейна, которую уже “похоронили” — Александру Попову и Ко придется соревноваться под открытым небом. Остается только уповать на милость Зевса-громовержца...

Не сдан пока также и теннисный центр. И велодром. И олимпийский центр “Эленико”, где состоятся соревнования по фехтованию и гандболу. И стадион “Караскаики”. И дорожка для марафона, которая будет пролегать по тому самому легендарному маршруту, по которому за пять веков до нашей эры пробежал гонец, оповестивший афинян о победе над врагом.

Проблема №2: саботаж

Не все, конечно, так плохо — например, Олимпийская деревня в Афинах, снаружи, правда, не слишком впечатляющая (а внутрь нашу делегацию не пустили), была готова еще до Нового года. Да и, например, с аэропортом “Элефтериос Венизелос” все в порядке — построена даже новая трасса, соединяющая его с центром города, а в ближайшее время ее “подстрахуют” электричка и трамвай. Но тут всплывает и вторая проблема.

Дело в том, что в Греции недавно сменилась власть. Правивших почти бессменно в последней четверти века социалистов потеснили от “кормушки” так называемые консерваторы (они же “новые демократы”) во главе с Костасом Караманлисом. Скептики предполагают, что социалистам явно не захочется, чтобы их злейшие конкуренты ассоциировались у общественности с успешно проведенными Олимпийскими играми. Чем все это грозит? Правильно, друзья, — тихим саботажем...

При этом общие затраты на подготовку к Олимпиаде, как подсчитали статистики, уже возросли с 5 до 6 миллиардов долларов.

Проблема №3: транспортная

Афины — город пробок. Это знают все. В том числе, конечно, и сами организаторы. Как раз поэтому, говорят, для проведения Игр была выбрана именно вторая половина августа — не самое удобное время с точки зрения погоды (жара под 40 градусов, обычная в эти сроки, едва ли позволит атлетам показать феноменальные результаты), зато комфортное в “пробочном” плане. Ведь едва ли не половина из четырехмиллионного населения “больших” Афин (куда входит Пирей и другие пригороды), спасаясь от солнца, рванет из столицы куда подальше.

А еще для борьбы с затруднениями в движении планируется ограничить греков в пользовании личным транспортом. Специальные пропуска, позволяющие передвигаться по афинским дорогам на своем автомобиле, получат только граждане, обслуживающие олимпийцев, а также врачи, полисмены, пожарные и прочие важные лица. Остальные — добро пожаловать на автобусы...

Которые, конечно, едва ли будут курсировать по расписанию: пунктуальностью греки, как удалось заметить, отличаются далеко не всегда.

* * *

...Мы поднялись к древнейшему Парфенону — той самой дорогой, которой, возможно, хаживал, например, Пифагор — олимпийский, кто не знает, чемпион в кулачных боях.

— Уверяю вас, милые мои, — неожиданно перескочила с древних времен прямо в дни сегодняшние милая тетенька-экскурсовод — опять же из бывших наших, — все будет в порядке. Мы, греки, такие люди, что все оставляем на последний день. Даже на последний час. А потом делаем все так, что люди от изумления рты раскрывают и благодарят. Поверьте — так будет и с Олимпиадой!

А я подумал: “Как же они все-таки на нас похожи...”


P.S. Отдельное спасибо за помощь в подготовке материала собкору “МК” в Греции Владимиру Малышеву.



Партнеры