На Бочина “катят бочку”

— Меня Юрий Михайлович спрашивает: “Бочин, ну почему такая безобидная программа вызывает такую ненависть?” Вот и я думаю: “Почему? Кому это выгодно?” — возмущается министр природы Москвы Леонид Бочин.

Департамент природопользования столицы озабочен последними публикациями в СМИ (в том числе и в нашей газете), где экологи в пух и прах раскритиковали программу восстановления редких и исчезающих видов растений и животных.

В интервью “МК” министр решил высказать свою позицию на сей счет.

— Когда в 1997 году меня назначили на пост министра, я собрал все экологические организации. И предложил им сотрудничество. Прошло семь лет — ответа нет. Знаете, почему экологов у нас так не любят?

— Почему?

— Потому что они ассоциируются с оголтелой оппозицией созидательным процессам. Что у нас ни задумают, экологи всегда против. Но у меня вопрос: есть ли в России, кроме запретительных функций, созидательные функции со стороны экологов? На деньги американских налогоплательщиков реализуется программа восстановления амурских тигров на Дальнем Востоке. Все! Больше ничего созидательного в России экологические организации не делают. Или я об этом не знаю.

— Скорее не знаете. Например, они впервые за тридцать лет провели полный учет численности выхухоли в России. Разработали программу “Дубы Евразии”. Список можно продолжить...

— Но чем их, так называемых “экологов”, наша программа восстановления биоразнообразия Москвы так раздражает? Тем, что дерьмо у цапель ядовитое? В Амстердаме таких цапель сто живет, и никто не жалуется. Или, может быть, тем, что белки начали пожирать яйца голубей в лесу? Да у нас белки в вольерах живут, мы их подкармливаем! За последние 10 лет белки исчезли в 12 лесных массивах столицы. Мы хотим их вернуть.

— И что, белки все время будут жить в вольерах?

— Мы их начали выпускать из вольеров прошлой весной. А теперь подкармливаем. Цапли же будут жить в таких уголках Серебряного Бора, где люди не ходят. Москва — единственный город в России, который отстоял программу разведения серых цапель. Благодаря нам на территории бывшей пескобазы в Серебряном Бору будут сажать сосны.

— Исследование экологов показывает, что именно на территории заброшенной пескобазы обитает несколько видов краснокнижных птиц, насекомых и растений как раз потому, что там нет сосен. И зайцам нужны открытые пространства. Если сосны там высадят, все они погибнут.

— Да никто не собирается сажать густой лес! Там будут выращивать сосны мозаичным способом. Открытые пространства останутся. Песчаная база Серебряного Бора — одно из немногих мест Москвы, где можно выращивать сосны. Нашей программой предусмотрено восстановление хвойных лесов в городе. После войны на восстановление сосен и елей сразу же нашли деньги. А потом о них забыли на 50 лет. Мы хотим вспомнить.

— И о пчелах тоже хотите вспомнить. Особенно после того, как Лужков заявил, что в Москве надо их разводить.

— Ну конечно! Все журналисты ринулись писать: чиновники “прогнулись” под мэра и решили разводить в Москве пчел, а эти пчелы будут всех кусать. Да вы знаете, что их будут разводить в глуши, на природных территориях, где рядом нет людей? Речь идет не об огромных популяциях, а всего лишь о 5—7 ульях на одной территории. И пчелы были в программе восстановления биоразнообразия и до слов Юрия Михайловича.

— Кстати, что с этой программой?

— Ее недавно утвердили. Но этот проект был подвергнут остракизму. Почему? Непонятно. Кому помешают белки? Кому помешают цапли? А вот то, что люди жгут костры и едят шашлыки на особо охраняемых территориях Москвы, — это экологов не волнует.

Я удивлен неглубокому анализу программы и степени ядовитости в ее адрес, которая может соперничать с ядовитостью испражнений цапель. Очень обидно, что мы делаем первые цивилизованные шаги на пути восстановления природы, а в ответ получаем критику.

СПРАВКА “МК”
На природных территориях Москвы сейчас можно встретить:

100 видов лишайников

600 видов водорослей

200 видов мохообразных

1250 видов растений

11 видов земноводных

3 вида пресмыкающихся

115 видов гнездящихся птиц

39 видов млекопитающих


В 2002—2003 годах в природу из вольеров выпустили птиц-хищников: черных коршунов, соколов-сапсанов, обыкновенных канюков и болотных луней. В Битцевском лесу, Серебряном Бору, “Измайлове” и парке “Москворецком” появились вольеры с белками. Лебедей выпустили в Чистые пруды, в парках “Останкино” и “Усадьбе Трубецких в Замовниках”, в Монастырские пруды в Свиблове.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру