Есть Макбеты в Мценских уездах…

2 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 162

На фестивале “Золотая маска” свою трактовку “Леди Макбет Мценского уезда” Лескова представил Минусинский драматический театр. Спектакль называется “Наваждение Катерины” и номинирован на “Маску” как лучший спектакль большой формы.

Форма спектакля оказалась и впрямь впечатляющей. Декорации в два этажа, выполненные из грубых черных досок, по ходу действия превращаются то в интерьер купеческого дома, то в корабельную палубу. Этажи сообщаются между собой, но главному персонажу Сергею (Алексей Дербунович) не всегда хватает терпения подняться наверх, как все люди, торопясь на очередную свиданку с Катериной (Екатерина Соколова), он может вскарабкаться и по фасаду.

Первый этаж, по мысли создателей спектакля, представляет собой нечто положительное. Имеются в нем ворота “на все случаи жизни”, и льется из тех ворот лунно-серебристое сияние... Второй, напротив, подчеркнуто мрачен, здесь теплится лишь одинокая лампадка да поблескивает икона. Подсвечиваются исключительно эротические сцены.

Особо впечатляют цветовые контрасты. Так, Черный Человек, периодически появляющийся в коридоре на фоне ворот, чернее смертного греха. Сюртук же счастливого любовника заставляет вспомнить об облаках и порошке “Тайд”. Для убийства мужниного племянника Катерина надевает платье не просто красное — кроваво-алое с гробовыми оборками. А “спорные” чулки на ногах ее соперницы порадовали бы расцветкой даже активиста “Гринпис”...

Катерина, как ее видит режиссер Алексей Песегов, довольно необычное создание. Мы привыкли, что леди Макбет (хотя бы и Мценского уезда) дама серьезная, с полным набором “высоких страстей”. А здесь Катерина предстает страстным ребенком: взбалмошная, грубая, с короткой продвинутой стрижкой. Может в перепалке заявить мужу: “Проехали!”. И любовник для нее не предмет пафосных терзаний, а лишь любимая игрушка, за право обладания которой — хоть в драку. “Я убила для него!” — поглаживая щеку милому, отвечает она Дознавателю, не задумываясь о том, что именно она совершила. Сергей ей под стать: в кандалах пляшет вприсядку, с девками не церемонится… В финале Катерина в танце уводит соперницу на корабельные перила и вместе с ней бросается за борт — жанр есть жанр. Вроде как от отчаяния, от обиды за загубленную жизнь, а в то же время утопить змею — так с гарантией!

Спектакль начинается с венчания Катерины и Зиновия, венчанием же и заканчивается, круг наваждения замыкается. В афише происходящее обозначено как “возможные события”. И в самом деле, от любви до погибели — один круг. Любить или не любить? — вот в чем вопрос.




    Партнеры