Сталина посещали музы

3 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 161

Вчера в Государственном историческом музее открылась масштабная выставка “Москва—Берлин. 1950—2000. Современный взгляд”. Подобных проектов наша столица не видела уже 8 лет — с тех пор как в Музее изобразительных искусств им. Пушкина показали экспозицию “Москва—Берлин. 1900—1950”. Нынешняя открылась с помпой — к вернисажу приурочил свой рабочий визит канцлер Германии Герхард Шредер.


Многим показалось странным место проведения выставки современного искусства. Шутки по поводу того, что публику, встречают ряженые под Ивана Грозного и его опричника, не утихали весь пресс-показ. Когда же прозвучали имена Путина и Шредера, все стало ясно — Исторический музей выбран для удобства: пересек Красную площадь, и ты уже на месте. Даже не заходя на Манежную площадь, которая сейчас напоминает Берлин после взятия Рейхстага.

Для размещения экспонатов глобальной выставки Исторический музей выделил весь 2-й этаж и огромный зал на 3-м, где представлены фотографии из архивов. Кураторы выставки — а их четверо: Екатерина Деготь и Виктор Мизиано с нашей стороны и Кристоф Таннерт и Ангела Шнайдер с немецкой, — специально подчеркивали, чтобы публика не пыталась проводить хронологию в основной экспозиции. Тем не менее некоторые временные рамки можно узреть в тематических залах, которых всего 14 (с архивным).

Публику встречает до боли знакомый жаркий поцелуй Брежнева и Хонеккера кисти небезызвестного художника Дмитрия Врубеля. Символичные “объятия” как бы указывают дорогу к началу экспозиции, где зритель первым делом попадает в зал, посвященный первым послевоенным годам. Для наших художников это время — время расцвета соцреализма, происхождение которого изобразили Виталий Комар и Александр Меламид в работе 1983 г., где Иосифа Виссарионовича обхаживает античная муза. Сталин на стенах и на экране — не только в этом, но и в других залах установлены мониторы, где крутят фильмы советских и немецких режиссеров.

Среди 300 произведений, отобранных на выставку, есть безусловные шедевры. Из парижского Центра Помпиду привезли инсталляцию классика современного искусства Ильи Кабакова “Комната человека, улетевшего в космос” (1981—1988 гг.), сразу несколько инсталляций легендарного Йозефа Бойса, в том числе “Уборку” (1985 г.). “Уборка” — это стеклянный аквариум, набитый мусором, любовно собранным художником в 1972 г. на площади Карла Маркса в Берлине после акции протеста.

Инсталляций и объектов на выставке множество. Можно даже оказаться “убитым” в одном из залов, где висят ружья художницы Ребекки Хорн, которые при приближении к ним объекта стреляют красной краской.

Масштабная выставка “Москва—Берлин” рассчитана на самого широкого зрителя. Как сказал Виктор Мизиано, реакцию публики кураторы проверяли на монтировщиках, которые воспринимали произведения доброжелательно и с интересом. Выставка на самом деле очень интересная и многообразная. На нее можно ходить неоднократно, благо закроется она только в середине июня.




Партнеры