Смерть притаилась в “чайниках”

6 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 435

Наступила весна — сезон любви, орущих котов и водителей-“чайников”. Гаишники давно подметили: пик происшествий на дорогах приходится вовсе не на зимние месяцы со снегом и гололедом, а на апрель—май. Причина проста: по весне на улицы выезжают десятки тысяч водителей, недавно получивших права. Каждое третье ДТП происходит по вине водителя с опытом не больше трех лет, каждое второе — из-за новичков со стажем менее года.

Почему молодые водители, успешно сдав правила и вождение в автошколе и экзамены в ГАИ, становятся “убийцами на дорогах”? Корреспонденты “МК” решили выяснить это.


Обзвонив столичные автошколы, мы поняли две вещи. Первое: права в Москве можно получить фактически за бесценок — за 100 долларов. Второе: экзамены может сдать кто угодно — даже человек, который в глаза не видел правила дорожного движения.

Нет, внешне все выглядело безупречно: собеседники на том конце провода уверяли в высоком качестве занятий, а наши предложения “купить права” отвергали с праведным негодованием. Просто предлагали “приехать и посмотреть на все своими глазами”. И если не считать того, что половина школ находилась в подвалах и квартирах, на первый взгляд криминала не наблюдалось. Но во время работы над материалом в редакции раздался звонок...

— Здравствуйте, я преподаватель автошколы Северного административного округа Александр Иванович Соколов. Надоело видеть на дороге разбитые машины и кровь. Основная причина этого — плохая подготовка водителей. Значит, большая часть вины ложится на автошколы. Хотите, я расскажу, как готовят водителей в нашей школе?

Конечно, мы захотели.

Александр Иванович преподает в автошколе с 1948 года, сейчас ему 79 лет. Он — старейший преподаватель Москвы. И от тех фактов, которые он поведал, волосы встают дыбом.

Перед нами — протоколы результатов экзаменов в ГАИ. 13 февраля из 30 сдававших 23 человека получили “неуд.”. 10 марта из 35 “двойки” у 28.

— Смотрите, что получается: в данном случае с первого раза сдали всего 20% начинающих водителей, — говорит Александр Иванович. — Это дикая цифра. Я понимаю: один-два человека из группы могут не сдать, но чтобы 80%! Интересно, как они смогли пройти внутренний экзамен?

Несколько дней назад в школе была проверка. Приезжала комиссия из РОСТО (так теперь называется бывшее ДОСААФ). Походила-посмотрела, сказала, что в целом все нормально, оборудование отличное. С оборудованием в школе, правда, все в порядке. Недавно появился хороший компьютерный класс. Правда, в этом чудо-классе не только экзамены принимают. Здесь преподаватели просто натаскивают учеников на правильные ответы. Но этот факт, равно как и странные результаты экзаменов в ГАИ, вопросов не вызвал. А между тем фальсификации результатов совершаются постоянно.

— Я являюсь председателем комиссии по приемке внутренних экзаменов, — говорит Александр Иванович. — В январе сдавала экзамены группа, которую ведет сама завуч школы — Ирина Корнева. Из 26 человек 10 получили “двойку”. Но в протоколе напротив пяти фамилий стояли положительные оценки. Я спросил: откуда они взялись? На что завуч ответила, что из других протоколов. Я отказался ставить свою подпись. Но через несколько дней этот протокол снова попал мне в руки. Кто-то подделал мою подпись.

По чьему поручению подделываются подписи и ставятся хорошие оценки — можно только догадываться. Точно ясно другое: учеба в автошколе давно стала формальностью. Планы уроков преподаватели не составляют. Ни один из них, кстати, не имеет педагогического образования. Уроки часто начинаются не вовремя, да и мало кто на них ходит.

— Кстати, за последние 6 лет работы в этой школе, — продолжает Александр Иванович, — у меня ни разу не были на уроке проверяющие. Ни из ГАИ, ни из РОСТО. Я знаю от знакомых преподавателей, что подобное происходит во многих больших школах, которые раньше славились на всю Москву и выпускали прекрасных водителей. А в маленьких школах — просто криминал. По сути дела, автошколы сейчас просто “штампуют чайников”. Я — водитель-профессионал, за рулем с 1942 года, но боюсь ездить по московским дорогам.

Если в автошколах Москвы еще и остались хорошие преподаватели, то вскоре и они уйдут. И дело даже не в низкой оплате. Не каждый может спокойно наблюдать, как уроки превращаются в фарс, а руководство “помогает” получать “блатным” по сути фальшивые права, выпуская на улицы потенциальных убийц. Однако высшие инстанции делают вид, что все в полном ажуре. И многим преподавателям, которые пытались найти правду, но так и не смогли, в итоге становится безразлично, кто в столице получает права.




Партнеры