Реформа не без Грефа

В российском чиновничьем языке есть словосочетание: “социальная защита военнослужащих”. Здесь хорошо понятно только последнее слово. По двум другим есть вопросы. Кто защищает военных и от кого? И о какой вообще социальной защите можно говорить, если ни одна социальная проблема военных не решена, несмотря на то что армия официально отреформирована?

Недавно на расширенной коллегии Минобороны с участием президента была презентована новая программа, которая должна решить в армии квартирный вопрос. На словах все звучит заманчиво. Но как будет на деле — не знают пока даже сами разработчики этой программы.


Очередная идея родилась в недрах генератора всех социально-экономических затей последних лет — Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). Выходец из Минобороны, а сейчас замминистра МЭРТ Владислав Путилин собрал журналистов, чтобы разъяснить им все непонятные моменты. Судя по тому, как экс-генерал выпячивал роль в разработке программы своего нынешнего начальника Германа Грефа, МЭРТ ею очень гордится.

Программа и впрямь удивительная. С чего, казалось бы, должна начать решаться квартирная проблема? Наверное, с наделения жильем бесквартирных семей, которых в нынешней армии 140 тысяч (по официальным данным). Но... о них в программе ни слова. Как многократно подчеркнул Путилин, идея принципиально новая и рассчитана только на тех, кто заключит первый контракт после 1 января 2005 года.

Но, возможно, накопительно-ипотечная система действительно навсегда покончит с вопросом обеспечения армии жильем. Потому что государство теперь не будет обеспечивать офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников квартирами. Они должны будут заботиться об этом сами.

Нет, совсем государство от них не отказывается. Даже наоборот: каждый год на личный счет военнослужащего будут переводиться 30 тысяч рублей. Через три года службы по контракту он может по собственному усмотрению:

а) взять ипотечный кредит под минимальный процент (15% годовых — ничего себе минимум!) и купить на него квартиру, расплачиваться за которую будет государство. Правда, только до тех пор, пока офицер не уволится из армии;

б) продолжать копить деньги на счету, живя где угодно, а при увольнении снять их со счета и распоряжаться, как захочется. Перечисления каждый год будут индексироваться в зависимости от инфляции.

Чем хороша такая система?

Во-первых, чиновникам не надо будет ломать голову над тем, где взять квартиры, чтобы расселить бездомных военных. Знай себе только переводи деньги туда-сюда.

Во-вторых, очередь за жильем перестанет расти. Сейчас дело обстоит так. Получает офицер служебную квартиру, заселяется в нее, живет. Потом его увольняют в запас по болезни или по сокращению, и он остается жить в этой квартире, потому что по закону его никто не имеет права оттуда выселить. Жилплощадь уплывает из служебного фонда. На его должность приезжает другой офицер и отправляется жить на вокзал, потому что квартиры для него нет физически. Потом его ставят в очередь, и очередь эта постоянно растет. Теперь очередей не будет, потому что государство сняло с себя обязательство предоставлять офицерам квартиры.

В-третьих, квартира привязывает офицера к армии как минимум на 20 лет — именно за такое время может быть погашен кредит за стандартные 54 кв. метра. Хочешь больше — служи дольше (лет 30 или 50).

В-четвертых, очевидна выгода для ипотечной отрасли, развитие которой активно поддерживает в последнее время то же МЭРТ.

Для кого хороша такая система? Для всех. Кроме самих военных. Уже сейчас офицеры говорят, что разработчики программы живут в каком-то другом, ирреальном мире. Откуда, например, они взяли эту цифру — 30 тысяч рублей?

По мнению специалистов из Министерства экономического развития, столько стоят 3 кв. метра жилья в ценах 2004 года. Три кв. метра умножить на двадцать лет минус три года, прослуженных “вхолостую”, — получается как раз “госстандарт” в 54 “квадрата”. Все вроде бы понятно. Офицеров смущает только одно. Они хотели бы поинтересоваться у МЭРТ: в каком конкретно месте России кв. метр жилья стоит $300 с учетом процентов по кредиту? Ведь даже по сильно заниженным расценкам для программы жилищных сертификатов “квадрат” в Ханты-Мансийском АО стоил в январе 14 тыс. рублей.

Или взять “минимальную” 15-процентную кредитную ставку. Она действительно сейчас минимальна для российской ипотеки, и соглашаются на нее компании только потому, что государство предоставляет им железобетонные гарантии погашения кредита. Гарантии-то оно предоставляет, но реально собирается расплачиваться только за стоимость квартиры. Процент служивые должны будут выплатить из своего кармана. По оценкам все того же МЭРТ, им придется раскошеливаться на 600 руб. ежемесячно (опять-таки в ценах нынешнего года). Для сравнения: именно столько составляет сейчас пайковая компенсация военным. То есть не хочешь жить на вокзале — не ешь.

Кроме того, в нынешнем виде программа напоминает канадский хоккей, когда шайба вбрасывается в зону соперника, и айда всей командой рубиться, авось повезет. Да, деньги уже посчитали — в бюджет 2005 года дополнительно будут заложены 2 млрд. 430 млн. рублей по статье “социальные вопросы”. Но конкретные механизмы реализации программы еще не расписаны и вряд ли будут расписаны досконально, потому что президент поставил задачу подготовить законопроект уже к маю, и чиновники очень торопятся.

По словам Путилина, еще не решены шесть важных вопросов. Например, до сих не составлен список банков, которые будут работать по программе. По всей видимости, это следует понимать так: подношения от банкиров пока еще принимаются. Но не ясно и то, кому эти подношения приносить: орган, который будет управлять программой, тоже еще не называется.

Когда же он определится, мы узнаем ответ на главный вопрос: под кого все это затевалось? Как утверждают наши военные источники, чиновники, управляющие программой, будут находиться с ипотечными компаниями, осуществляющими ее, в самых тесных отношениях — отношениях собственности.

Но разработчики накопительно-ипотечной системы широким жестом отметают все эти “мелочи”. Они считают свое детище гениальным проектом, потому что он решает сразу множество вопросов, в том числе и вопрос социальной защиты. Защиты государства от военнослужащих. А если и получится в итоге “как всегда”, то разгребать все будут уже другие люди, ведь первые результаты новой системы прочувствует только “принципиально новая армия”, которая у нас обязательно появится. К 2008 году.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру