Парабола Шаталова

8 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 481

Уникальный шанс выпал столичным школьникам на весенних каникулах — легендарный педагог Виктор Шаталов давал уроки. За пять дней его ученики успели пройти весь школьный курс физики и математики. Увы, воспользовались редкой возможностью всего полтора десятка человек. О методике Виктора Федоровича сегодня знают немногие. Он же, в силу возраста, редко бывает в Москве, а ведь когда-то его имя гремело...

Корреспондент “МК” оказался единственным журналистом, побывавшим на уникальных уроках.


За партами в основном мальчишки, но впереди, как всегда, девочки. Шаталов играючи объясняет то, чему ребят безуспешно пытались обучить в течение нескольких лет.

— Вы должны запомнить одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам, — поясняет Виктор Федорович одну из главных тем геометрии. — Остальное следует из этого.

Ребята слушают открыв рот.

— Смотрите, — Шаталов показывает на треугольник, — зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник.

И тут же демонстрирует это на доске. Объяснять сложное через простое — основа уроков Шаталова. Он первым применил интенсивную методику в математике, до этого считалось, что интенсив годится лишь для иностранных языков. Дима Горяинов из подмосковного Королева пришел на занятия с бабушкой.

— Математичка в школе объясняет непонятно, — жалуется Дима, — а потом дает упражнения. Как их делать — никто не знает. У меня по геометрии никогда хороших отметок не было, а теперь любую тему смогу ответить.

В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении.Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать “общую картину”, то кусочки легко встанут на свои места.

Свою уникальную методику Виктор Федорович создал не сразу. Пятьдесят лет назад он начал карьеру учителя в родном Донецке. Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально “вымучивают” алгебру, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. Ученикам вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и не учат мыслить логически. А ведь математика построена на логике.

Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного “линейного” обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов “минимизировал” учебники — “выжал” из них всю “воду”, оставил лишь существенное. Поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов — они в несколько раз тоньше.

Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: “Отличников легко учить. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой”. Новации учителя приняли далеко не все — чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычней было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были... школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. “Шаталов научит моих ребят за месяц, — разоткровенничалась одна учительница, — а что мне потом с ними делать?” Зато сами школьники быстро убедились: учиться “по Шаталову” намного легче и интересней, чем по старым учебникам. Вместо “двоек” у ребят стали появляться “пятерки”, уменьшились прогулы. Многие из учеников Виктора Федоровича сделали успешную научную карьеру. Среди его воспитанников — 62 кандидата и 12 докторов наук, 64 человека стали мастерами спорта.

После обретения Украиной независимости интерес к методике Шаталова на его родине угас. Шаталов сегодня трудится профессором в Донецком институте социальной педагогики и лишь во время школьных каникул приезжает в Москву, чтобы провести занятия с ребятами. Жаль только, что учеников набирается немного. А ведь Виктору Федоровичу уже за семьдесят...




Партнеры