Наци в городе

Два страшных убийства в Санкт-Петербурге разделяют пять месяцев. Первое произошло в сентябре, второе — в феврале. Преступления очень похожи: обе убитые — девочки, обе — таджички. Сентябрьской жертве было 5 лет, февральской — 9. При этом сентябрьское дело осталось незамеченным, лишь промелькнуло в милицейских сводках. Зато февральское вылилось в скандал чуть ли не международного масштаба.

“Убийство, которое потрясло всю Россию”, — так оценили смерть 9-летней Хуршеды Султановой. Губернатор Валентина Матвиенко приказала “из-под земли достать преступников и устроить показательный суд”, а министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев взял расследование под личный контроль. С высоких трибун в очередной раз заклеймили “бритоголовых подонков”. Хотя, как удалось выяснить журналисту “МК”, у сотрудников питерского РУБОП причастность скинхедов к убийству девочки вызывает все большие сомнения.

Кровавый сентябрь

Они живут табором. Либо человек по двадцать в одной квартире, либо — когда тепло — на пустырях, в заброшенных поселках, на стройках. Этот лагерь таджики разбили недалеко от платформы Дачное, на пустыре. Там обитали 15 человек — мужчины, женщины, дети — жили в палатках.

21 сентября 2003 года около 18.00 от станции к табору выдвинулась группа молодых людей. Они встретили двух женщин с детьми: Хурмат Сангбоеву с дочерью, 5-летней Нилуфар, и Гулбарг Явонову с 7-летней Сахиной.

— Вы нам денег должны, черные, — один из подростков остановился перед Хурмат. — Денег, говорю, давай.

Женщина попыталась что-то объяснить, но ее не слушали. Молодые люди начали методично избивать таджичек, в считанные секунды из-под курток появились нож и топор.

Несколько ножевых ранений подростки нанесли женщинам, старшую девочку четыре раза ударили ножом — в голову и грудь. 5-летнюю Нилуфар пинали ногами, ранили ножом, а потом трижды ударили топором по голове. Когда мать девочки закричала, молодые люди убежали. Нилуфар умерла спустя час.

Нападавших было шестеро, по словам уцелевших женщин, все бритоголовые. Несколько человек из задержанных находились на оперативном учете — то есть уже участвовали в нападениях на иностранцев. Их разработка началась сразу же, и в начале октября были задержаны первые из группы убийц. Сейчас обвинение предъявлено шестерым: двое — под подпиской о невыезде, остальные — в изоляторе. При обыске дома у подозреваемых нашли нож и туристический топорик. Пока орудия убийства на экспертизе. Почти все задержанные признали: да, шли в табор с конкретной целью — убить. Все равно кого. Убийцам уже исполнилось 18 лет, а значит, если суд решит: “Виновны”, — скинхеды получат сроки по полной программе.

Ни у кого сегодня уже нет сомнений в том, что это страшное убийство — дело рук питерских скинхедов. Но это преступление Нургалиев не стал брать “под личный контроль”. О нем вообще никто не знал — до февраля. Пока не погибла Хуршеда Султанова и не были назначены виновные — бритоголовые.

Эхо скандалов

— Если бы убийство Хуршеды Султановой совершили скинхеды, это уже выяснилось бы, — говорит руководитель аналитической службы 18-го отдела питерского РУБОП капитан Елена Никитина. — Скин-группировки у нас на учете, так или иначе кто-нибудь нам рассказал бы об этом убийстве. Поэтому основная версия — героин. Но точно не известно еще ничего — работа идет по всем направлениям.

В скин-версии основной мотив преступления — месть наци за лидера питерской группы “Шульц-88” Алексея Вострокнутова (число 88 обозначает приветствие Heil Hitler, буква Н — восьмая в латинском алфавите). В день убийства Хуршеды Султановой суд отказался изменить меру пресечения 23-летнему Вострокнутову, который проходит по делу “Шульц-88” и два месяца находится под стражей по обвинению в разжигании национальной розни. Судья отклонила ходатайство об изменении меры пресечения для Вострокнутова, и уже через несколько часов последовало нападение на Султановых. К тому же девочка была убита в 200 метрах от здания РУБОП — того самого, что “закрыл” ребят из “Шульца-88”. Поэтому предположение о “мести бритоголовых” поначалу выглядело вполне реально.

Но дело в том, что питерские опера отдела по борьбе с экстремизмом знают местных бритоголовых практически “по головам”. Из 6 тяжких преступлений, совершенных скинхедами в прошлом году, были раскрыты все — и быстро. Сегодня же нет и намека на то, какая из скин-группировок могла убить таджикскую девчушку.

18-й отдел РУБОП работает в тесной связке с “детским отделом” питерского угрозыска и местного управления ФСБ. Сразу же после убийства были составлены списки питерских бритоголовых, за неделю — с 10 по 17 февраля — проверили 185 адресов, отработали на возможную причастность к преступлению 318 человек. В результате нашли виновников осквернения могил на кладбище им. Жертв 9 января и “художников”, рисовавших фашистские надписи на стене мемориала “Марсово поле”. Но по убийству Хуршеды у всех проверяемых было железное алиби.

— Скажем, получаем мы информацию: такой-то молодой человек на одной из тусовок заявил, что это он “разобрался с таджиками”, — говорит начальник 18-го отдела РУБОП Петербурга Андрей Чернопятов. — Устанавливаем личность — а это не так просто, потому что в большинстве случаев они знают друг друга только по кличкам. Потом находим, привозим, начинаем спрашивать. Сразу же — сопли, слезы, “я никого не убивал и вообще там не был, я хотел свой авторитет поднять!”. Проверяем алиби — действительно, не был. При этом, как вы понимаете, алиби, подтверждаемое мамами и папами, мы в расчет не берем.

Пару недель назад сразу несколько СМИ выступили со скандальным разоблачением: скинхедов-убийц задержали, но наказаны они не будут, потому что это сплошь дети полковников милиции и генералов ФСБ. На самом деле, как часто бывает, из одной мухи раздули нескольких слонов. В доме 4 по переулку Бойцова действительно живет полковник. А сын его — действительно скинхед. Его алиби проверяли в первую очередь. Так вот — парень в момент убийства был на другом конце города, что подтвердили 15 человек.

Героиновый след

В момент убийства маленькой Хуршеды поблизости никого не оказалось. Картину происшедшего мог восстановить только отец девочки. По его словам, нападавших было 8. По версии питерских телевизионщиков, преступников было уже 10. В руках они держали металлические пруты. А центральные телеканалы вообще объявили: толпа в 15—20 бритоголовых амбалов была вооружена битами, цепями и ножами.

На самом же деле свидетели — пусть не самого убийства, но того, что за ним последовало, — были. Трое свидетелей, найденных и опрошенных оперативниками, видели группу молодых людей, выбегавших из двора. Никто не заметил ни бритых голов (парни были в шапочках), ни армейских ботинок с белыми шнурками, по которым можно опознать скинхеда. Никто не слышал тех самых выкриков: “Россия для русских!” — которые, по словам Султанова, раздавались во время убийства его дочери. Кстати, о том, что от Юсуповского сада его преследовали молодчики с битами и цепями, Султанов и вовсе вспомнил только в момент общения с журналистами.

Семья Султановых — мигранты из Таджикистана, зарегистрированы в одном из общежитий Петербурга, снимали квартиру в переулке Бойцова. По информации питерского ГУВД, Султанов работал на Сенном рынке разнорабочим. В Северной столице доход рядовых рыночных продавцов составляет максимум 150 долл. в месяц. Супруга Султанова, как и положено восточной женщине, не работала. Несмотря на это, у таджикской семьи была возможность снимать жилье в центре Питера за 200 долл. в месяц…

Ни для кого не секрет, что около 80% уроженцев Таджикистана в Петербурге связаны с торговлей героином. Наркотрафик налажен четко: Афганистан—Таджикистан—Россия. По оперативным данным, недавно из Афганистана пошел “на экспорт” дешевый героин. Работодатель Султанова на Сенном рынке — афганец. Разумеется, совпадение. Но есть и более конкретная информация, которую для “МК” озвучил один из сотрудников ГУВД Петербурга:

— Есть оперативная информация, что Султанов действительно имеет отношение к торговле наркотиками. Буквально за неделю до убийства, по некоторым данным, он поставил во Всеволожск (город в Ленинградской области) “разбодяженный” (низкого качества) героин. Возможно, за это и был наказан.

Словом, версия “убийства на национальной почве” тает на глазах. Тем не менее питерский РУБОП продолжает отрабатывать все варианты.

Будет ли раскрыто убийство Хуршеды Султановой? Да, говорят оперативники. Будет ли оно раскрыто “в самое ближайшее время”, как пообещали милицейские начальники? Нет. Потому что скандал вокруг сомнительного дела дал лишь один результат — искать убийц стало сложнее.


Из досье “МК”

Сейчас на учете в питерском ГУВД состоят 162 несовершеннолетних, из которых скинхедов — 52, футбольных фанатов — 54, членов других неформальных групп — 56.

За 2003 г. органами правопорядка в Петербурге было выявлено 619 подростков, причисляющих себя к 31 неформальной молодежной группировке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру