Третья сила

Более 600 иракцев погибли за неделю боев в городе Эль-Фаллудже. Несут потери и оккупационные войска: центральное командование вооруженных сил США сообщало, что с пятницы в Ираке погибли 16 американских военных. Еще 3 морских пехотинца погибли в провинции Анбар, на западе Ирака.

Удручающе выглядит и ситуация с заложниками: несмотря на слухи об освобождении боевиками пленных японцев, их местонахождение пока неизвестно. А в руки к партизанам попала еще группа китайцев (хотя Китай всячески осуждал войну в Ираке). Несмотря на объявленное в Эль-Фаллудже перемирие, ситуация остается сложной — противостояние продолжается.

Какие силы в Ираке воюют против американцев и какие цели они при этом преследуют? На вопросы “МК” отвечает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий МИРСКИЙ.

— Насколько широкий характер имеет нынешняя вспышка насилия в Ираке?

— Не такой широкий, как кажется. На самом деле всенародного восстания нет, есть два очага восстания: суннитский и шиитский.

— Чего хотят сунниты?

— Первый очаг сопротивления — “суннитский треугольник”, его оплот — город Фаллуджа. Там воюют бывшие баасисты, сторонники Саддама, бывшие военнослужащие иракской армии, Республиканской гвардии, полицейские и т.д. По моим подсчетам, таковых в Ираке насчитывалось около миллиона. Если даже каждый десятый из них взялся за оружие, то это уже 100 тысяч...

Нет ничего удивительного в том, что эти люди восстали: они оказались перед угрозой потерять все. В течение столетий — со времен, когда страна была частью Османской империи — в Ираке правили сунниты. И потом: при монархии, республике, при Саддаме Хусейне — у власти находилась суннитская верхушка, которая составляет меньшинство арабского населения. Шииты же составляют 60% населения. Сейчас сунниты, включая аппаратчиков партии “Баас”, людей близких Саддаму, понимают, что им грозит катастрофа: они окажутся в положении второсортного меньшинства (как раньше шииты). И это их не устраивает. Осталось совсем немного времени до 30 июня, когда должно быть образовано временное правительство — это будет значительный шаг на пути к нормализации обстановки. Именно этого сунниты и не хотят, потому что новый Ирак не дает им шансов остаться привилегированной кастой, какой они всегда были.

— За что борются шииты?

— В отличие от суннитов у шиитов есть нечто вроде духовенства, духовная корпорация. В Эн-Наджафе, ставшем сейчас центром событий, находится духовная академия шиитов, и ее руководители — богословы, юристы, проповедники — составляют элиту шиитского общества. За ними массы и идут. Наиболее авторитетный из них — великий аятолла Али ас-Систани, живший в Иране в эмиграции и недавно вернувшийся в Ирак. Он верно рассудил, что нет смысла начинать диверсионно-террористическую войну против американцев, которую уже несколько месяцев вели сунниты. Если 30 июня образуется новое правительство, будут выборы в Национальную ассамблею, будет утверждена новая конституция, и к концу уже будущего года Ирак получит свои органы власти.

Весь этот план абсолютно не устраивает суннитов, но устраивает шиитов: они получат господствующие позиции. Поэтому руководство шиитов решило поддержать этот план. И для них неприятным сюрпризом стало выступление молодого Муктады ас-Садра.

Это харизматичный лидер, ему 31 год, никаких особых титулов не имеет — рано еще. Он светит отраженной тенью своего отца — великого аятоллы Мохаммада ас-Садра, убитого саддамовскими палачами. Не нужно думать, что действия Садра направлены только против США. Садр достаточно умен, чтобы понять, что никакие его выступления не заставят американцев вывести войска. Он бросил перчатку духовной корпорации шиитов, сделав заявку на лидерство. За ним потянулись все недовольные, желающие, чтобы американцы поскорее убрались. Таких людей среди шиитов, которые хотят, чтобы американцы ушли, очень много. Они считают, что для Ирака, древней арабской страны, — унижение, когда его оккупируют. С ними — патриотически настроенная молодежь

Ас-Садр поднял их на борьбу, но особенности шиитов таковы: с одной стороны, их невероятная преданность своим духовным лидерам и самопожертвование. С другой — если их лидер (в данном случае ас-Садр) даст отбой, они безоговорочно прекратят военные действия. Сейчас идет ожесточенная подспудная борьба между старыми духовными лидерами и Садром. На словах ас-Систани поддерживает молодого лидера, но с оговорками. Возглавляемая Садром “армия махди” (махди — это мессия, 12-й имам, пришествия которого ждут шииты) — это не все шииты. Более сильные вооруженные формирования находятся под командованием руководства шиитской духовной корпорации — и они пока что в бой не вступали. Думать, что все шииты восстали, что весь Ирак в огне, — неверно.

— Почему восстание шиитов и суннитов произошло примерно в одно и то же время?

— Сунниты и шииты не признают друг друга подлинными мусульманами. Третья сила синхронизировала и срежиссировала все это: а именно международные террористы, люди из “Аль-Кайеды”. Эти люди хлынули в Ирак. Это сыновья тех, кто 20 лет назад убивал советских солдат в Афганистане, те самые люди, что считают своим священным долгом убивать американцев и евреев, они всегда помнят, что русские убивают мусульман в Чечне и что до России тоже дойдет очередь, когда они справятся с одной сверхдержавой. Если им удастся сейчас заставить уйти американцев из Ирака, это будет величайший триумф международного исламистского терроризма. Это будет неслыханная победа — они унизят и выгонят Америку. Со временем они повернут против России: Чечню они не забудут никогда. В этом смысле мы с американцами находимся в одной лодке.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру