Из лазерной пушки по воробьям

Редкая птица долетит теперь до середины... аэропорта “Шереметьево”. Не найдя иного способа борьбы с пернатыми, периодически таранящими самолеты, в местной инспекции безопасности полетов решили выслеживать каждую “самолетоопасную” пташку при помощи специальной компьютерной системы. Ну а уж выследив, “бомбить” пернатых на поражение.

Чтобы выиграть сражение, надо знать о противнике все: откуда он появляется, в каком составе. До последнего времени сотрудники орнитологической службы “Шереметьево”, прильнув к биноклям, целыми днями всматривались в небо над взлетно-посадочной полосой. Чуть заприметят опасную стаю, тут же предупреждают диспетчеров, пилотов: “Прямо по курсу — грачи. Количество около 50 особей”. Если удастся, сами отпугнут наглых летунов громкой сиреной из установленных на поле динамиков. В противном случае — вся надежда только на мастерство летчиков.

Увы, просчеты случаются, и нередко. Статистика неумолима. В год в России происходит до 2 тысяч столкновений самолетов с пернатыми “террористками”. Невозможно вручную, при помощи одного бинокля, перехватывать всех крылатых нарушительниц авиаграницы — хором заявляют специалисты. Поэтому на помощь им и пришли ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН. Они разработали специальную систему орнитологического мониторинга аэропорта и прилегающей к нему территории в радиусе 15 км.

— Теперь мы можем с точностью до часа выдать прогноз возможного появления птицы, летящей с определенной скоростью в определенной точке воздушного коридора, — говорит разработчик системы Сергей Золотарев.

Для этого надо лишь залезть в компьютер и запросить данные из 10 тысяч основных и дополнительных электронных карт перемещения пернатых в районе аэропорта. Карты постоянно обновляются. В зависимости от времени года утром, днем или вечером можно вычислить место нахождения любой стаи, ее численность, направление и высоту полета. Кроме того, у системы можно запросить метеоданные и даже статистику столкновений самолетов в конкретном квадрате местности.

Оказалось, все птичьи маршруты предсказуемы. С регулярной частотой они появляются над взлетно-посадочной полосой аэропорта “Шереметьево” не ради забавы. Все гораздо проще: как оседлые вороны, так и перелетные скворцы и чайки пересекают ВПП на пути к свалкам.

Самые популярные у птиц, по словам Золотарева, Перепечинская и Лобненская свалки. Активное движение птиц над полосой в их направлении наблюдается от рассвета до 11 часов. Причем летят пернатые на самой опасной для самолетов высоте — от 50 до 150 метров. А с 8 часов вечера летчики должны остерегаться уже подкрепившихся чаек, возвращающихся на ночевку. Опасны и скворцы. Ближе к осени в предвечерние часы они собираются в большие стаи (до 300 особей) и такой вот компанией на высоте 150—250 метров направляются ужинать в Перепечино.

Из смертников-одиночек наиболее опасны стрижи. Эти чудаки взяли манеру к концу лета нежиться в восходящих потоках воздуха. И что самое интересное, в таком расслабленном состоянии “курортник” отключается настолько, что забывает, где находится. Даже летящий с бешеной скоростью самолет ему не страшен. Еще одна разиня — пустельга. Она обычно с высоты 10—30 метров высматривает мышей, и в это время ей нет никакого дела до лайнеров.

Теперь, когда орнитологам “Шереметьево” известны такие подробности, да еще подкрепленные точнейшими компьютерными данными, ни одна пташка не должна от них ускользнуть. Кстати, те же ученые придумали и более совершенную установку для отпугивания птиц. Если раньше для “бомбежки” воронья использовали лишь резкие звуки, теперь к ним добавили ультразвук (его преимущество в том, что, кроме птиц, никто в округе и не догадывается об атаке), а также лазерные лучи. Лазерная установка сканирует небо над ВПП, выискивая врага. Если луч (ширина его 30—40 см) попадает на сетчатку птичьего глаза, пернатая тут же теряет ориентацию в пространстве, бешено кричит от страха и интуитивно разворачивается в противоположную сторону.

Кроме таких, жестоких на первый взгляд методов специалисты разработали также ряд мирных приемов. Чтобы отвадить птичью братию от летного поля, нужно, во-первых, удалить с окрестных полей все свалки. Во-вторых, заменить все лиственные деревья на хвойные, менее привлекательные для местных пернатых. С той же целью рекомендуется оборудовать острыми рейками и шипами все указатели, информационные знаки и опоры прожекторов.

Кстати, выслеживая птиц в “Шереметьево”, ученые разоблачили еще одного врага самолетов. Им оказался простой дождевой червь, выползающий после дождя на взлетную полосу. Якобы от соприкосновения со скользкими тельцами этих малюток шасси приземляющегося лайнера проскальзывают, что изрядно затрудняет процесс торможения. И на этот случай у ученых нашлись полезные советы. Например, выстроить на границе ВПП “искусственные металлические препятствия”. Так что, похоже, в России уже и для червей скоро начнут строить заборы...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру