Эффект родинки

— Вы что мне тут принесли? Это же девочка! — возмущенно кричал Владимир Дуров, уставившись на кулек с младенцем. И со всего размаху отвесил пощечину своему “непутевому” сыну Юре. — Здесь нужно было рожать, в театре, был бы мальчишка, — немного успокоившись, дед стал внимательно разглядывать внучку. Лицо крошечной Наташи украшала крупная родинка, на том же месте, как и у Владимира Леонидовича.

— Наша, Дурова, может, из нее что и получится, — благословил дед.

13 апреля у Натальи Дуровой юбилей. Представлять ее и перечислять все регалии дело неблагодарное, на груди уже нет места для всех орденов и медалей. Ее, бессменного руководителя Театра зверей им. Дурова, знает вся страна. В этом году совпали два юбилея: 140 лет со дня рождения знаменитого основателя славной цирковой династии Дуровых — Владимира Леонидовича Дурова и 70 лет исполняется его внучке, крестнице — Наталье Юрьевне Дуровой.

— Наташенька — укротительница времени, — говорит про свою сестру Лев Константинович Дуров. — У нее всегда планов громадье, сейчас вовсю пробивает строительство “Храма детства”, школу юного дрессировщика организовывает. Ей отдыхать и болеть совершенно некогда. Я хоть и немного помоложе, но и мне не угнаться за ней, — разводит руками брат.

Не так давно труппа театра вернулась из гастролей в Израиле... с переломами, контузиями, ранениями. На сцену артисты выходили с палочками, в гипсе.

— Для террористов все равно кого убивать, так что для артистов особых привилегий нет, — говорит Наталья Юрьевна. — В нашей гостинице произошел взрыв, затем из-за мин на дороге перевернулся автобус с актерами. Израиль — хорошая страна, но там совершенно нет детских театров и цирков. Мы ведь поехали туда специально выступать перед детьми-инвалидами. Сердце разрывалось, когда видела, как малыш без руки пытается хлопать, как улыбаются детские лица, израненные осколками. В день мы давали до 15 представлений, и каждый раз аншлаг. У нас даже номер родился, посвященный непростой ситуации с терроризмом во всем мире. Называется “МЧС” — мышиная чрезвычайная служба: кот с мышками, крысами и морскими свинками тушат пожары и спасают раненых. Вы знаете, наш Гусь Мартин Натальевич (все звери у Дуровой носят ее отчество. — Авт.) прославился на весь Израиль и стал героем дня на всех телеканалах. Нам подбросили какой-то окровавленный сверток, вначале мы подумали, что там мясо. Мартин заинтересовался и стал его разворачивать, а там оказался новорожденный ребенок!

Несмотря на возраст, больную ногу, Дурова все так же стремительна. Шляпа с перьями, из-под юбки выглядывают “казаки” с металлическими набойками — эдакая Скарлет О’Хара со взрывным темпераментом, огненным взглядом и несгибаемой спиной.

— Какие пластические операции, салоны красоты, — смеется Наталья Дурова. — Мне об этом думать некогда. К врачам обращаюсь только по острой необходимости. Когда мне гиена откусила палец и меня привезли в институт Склифосовского, медсестра поинтересовалась, что со мной. Ответила: “Укус гиены”, — и она записала: “Гигиена проведена”. И только после того, как появился врач, я потеряла сознание.

— Говорят, что человек, который спешит жить, быстро сгорает — изнашивается организм...

— Именно это написано в моей медицинской карте. Я ведь работать начала в 4 года, была дублером в фильме “Девочка и слон”, а в 9 была внесена в трудовую книжку отца, потому что тогда, в Советском Союзе, детского труда не было. Не имею отпусков, достаточно жестоко отношусь к себе. Могу дать актеру больничный, если он болен, а себе такого позволить не могу — у меня же живое хозяйство! Я при своих питомцах — солдат и генерал в одном лице. К сожалению, жизнь зверей коротка, постоянно приходится какие-то номера восстанавливать. Животное — полноправный партнер, коллега, тут должна быть гармония.

В полной гармонии Наталья Юрьевна находится круглые сутки, в ее кабинете постоянно проживают: 21 попугай, шиншиллы и две собаки.

— Я как-то пришел к Наташе с внуком, заходим в кабинет, и тут попугай как заорет: “Ты Дуров!” Я опешил, а внук спрашивает: “Дед, а что, он, правда, тебя знает?” — делится впечатлениями Лев Дуров.

— Некоторые попугаи нехорошо ругаются, но это помогает при разговоре со слесарями и сантехниками, — продолжает Наталья Юрьевна.

— Тяжело быть руководителем такого беспокойного хозяйства? Постоянно убеждать, доказывать, настаивать... От этого ведь и характер может испортиться.

— Я довольно мягкий человек. Жизненным примером для меня всегда были Наталья Петровна Кончаловская, еще одна женщина, которую я знала не так долго, княгиня Мещерская и моя мать Зинаида Тимофеевна Бородина. На ее плечах в годы войны держался весь коллектив — 78 человек. Все Дуровы тогда были на передовой, выступали в первой бригаде совместно с Малым театром и с театром Вахтангова. Мама не покладая рук всех кормила, поила, шила костюмы. И нас к этому приучала. Цирк — это такое искусство, в котором может выжить только семья. Потому что риск огромный, все отвечают друг за друга. Конечно, бывает, что выхожу из себя, — я сплю по три часа в сутки, без выходных. Театр — это не просто моя жизнь, это моя душа. Сделать животное ручным очень сложно и не многим под силу. Первый, кто входит в клетку к новому животному, это Наталья Юрьевна Дурова. У меня единственный в мире работающий бегемот. Если бы я только орала да топала ногами, стал бы он выступать на сцене?

Подтверждение этих слов любимый “сын” — шимпанзе Яша, в нем 112 кг живого веса. С такими взрослыми обезьянами в цирке обычно не выступают — слишком опасно. У Дуровой с Яковом Натальевичем полные любовь и взаимопонимание. Это надо видеть, как шимпанзе, копируя “маму”, затягивается “Беломором”! Кстати, зная о пристрастии Натальи Юрьевны, ей постоянно приходят письма из колоний с просьбами прислать зэкам папирос.

— Не слышала анекдота: если на вокзале вы нашли окурок “Беломора”, испачканный губной помадой, то знайте: в вашем городе гастролирует Дурова? — улыбается укротительница сквозь синеватый папиросный дым.

— Слышала, что вы книгу о Яше написали и перевели ее на несколько языков.

— Она полностью посвящена Яше, точнее, даже повествование идет от его имени. Книгу подарили английской королеве, и вдруг — получаем от нее посылку с семенами помидоров, огурцов и цветов из королевского сада.

— Мы с Натальей Юрьевной в детстве на одной улице жили, — вспоминает Эмиль Кио, специально прилетевший на юбилей из Японии, — в гости друг к другу бегали. Как-то на гастролях в Германии Дурова мне чуть не сорвала номер: у меня из секретного ящика должна была утка выпархивать. Так вот Наташа так ее раскормила, что птица не стала пролезать в отверстие. Но я не злопамятный, привез ей подарок зажигалку в виде обезьяны Яши. Пусть дает ей прикурить! — смеется знаменитый иллюзионист.

— Вас с мужем, актером Михаилом Болдуманом, называли неразлучниками. А как же он относился к вашей дружбе с Ефремовым и Розовым?

— О, это очень крепкая дружба, которая ни к чему не обязывает. Только к одному — подставить свое плечо, если человеку плохо. Перед смертью Болдуман просил Ефремова не оставлять нас с сыном. Олег же, в свою очередь, просил меня заботиться о его детях.

— Наталья Юрьевна, кто же продолжит дело Дуровых? Знаю, что сын не пошел по вашим стопам...

— Когда Миша был маленький, он говорил, что папа у него артист народный, а мама междугородная — все время в разъездах на гастролях. К дрессуре у него никогда тяги не было, а я и не настаивала. Миша — доктор биологических наук, исследователь простейших морских глубин. Но смена мне растет, дочь моего брата Юрия — Наталья Юрьевна Дурова и маленькая крестница 4-летняя Даша Стрельцова, она уже выступает с удавом.

— Мы с вами родились в один день — 13 апреля. Для меня эта цифра счастливая, а для вас?

— Это пожизненная метка. Манеж цирковой 13 на 13 — и выхода из него нет. Моя жизнь — спираль, движение идет по нарастающей, но вырваться из нее никогда не хотелось. Я ведь, как и отец, и дед, не замыкаюсь только на цирке, много другой работы, интересов. Наверное, это крест всех Дуровых — безоглядно стремиться вперед. Дед вообще первым получил звание заслуженного артиста, а о себе любил говорить: “Я король шутов, но не шут королей”. И настоящим подарком на день рождения для меня является хорошее настроение — и ничего больше.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”

народная артистка СССР Наталья Дурова впервые вышла на цирковой манеж с отцом; вместе с ним в составе фронтовых бригад выступала перед бойцами на передовых позициях и в 9 лет получила награду из рук маршала Жукова — гвардейский значок. В 1978 г. возглавила Театр зверей. Более 60 лет работает с такими животными, как слон, гепард, шимпанзе, рысь, морские котики, морские слоны, носуха, цапля... Действительный член Российской академии естественных наук. Автор 30 книг для детей и взрослых, сценариев спектаклей и фильмов. Лауреат Государственной премии СССР.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”

“Уголок дедушки Дурова”, Театр зверей имени В.Л.Дурова, “Страна чудес дедушки Дурова” — это необычный театральный комплексный центр, подобного которому в мире нет. Открыл “Уголок” 8 января 1912 г. Владимир Леонидович Дуров — знаменитый цирковой клоун-сатирик, дрессировщик, писатель, ученый-зоопсихолог, первый заслуженный цирковой артист России. Внешне дом практически не изменился с 1894 г., когда он был построен архитектором Августом Вебером.


Род Дуровых — старинный, первое упоминание о нем в российских родословных книгах относится к XVI веку. Кого там только не было: думские дьяки, постельничие, стрелецкие полковники, знаменитая кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова...

Но цирковая слава начинается с братьев — с Владимира Леонидовича и Анатолия Леонидовича. Они были очень талантливы и очень одиноки, потому что рано осиротели. Их взял на воспитание крестный отец — блистательный московский стряпчий (адвокат) Николай Захаров. Человек обеспеченный, он устроил мальчиков в пансион-гимназию, где они должны были продолжить образование. Но... Анатолий был непоседой, да и Владимир, хотя и любил науку, примерным поведением тоже не отличался.

Однажды братья попали на представление в балаган на Ходынском поле, а там — такая свобода движений! Все: отговорить от цирка их так никто и не смог — ребята сбежали в балаган, выступали в цирках Саламонского, Труцци. А затем пути братьев разошлись: держать под одним куполом два таких ярких дарования было невыгодно. Они даже внешне были очень похожи: только у Анатолия глаза карие, а у Владимира — синие. Но если Анатолия больше влекла сатирическая клоунада, в которой он использовал животных скорее как иллюстрацию, то для Владимира главным стали дрессура и острое слово.

Ветвь Натальи Юрьевны Дуровой — от Владимира Леонидовича. У него было две дочери: старшая — Наталия Владимировна, артистка немого кино, снималась еще у Ханжонкова, первая женщина-конферансье. К сожалению, она погибла совсем молодой. У нее остался маленький сын Юрий, будущий дрессировщик и отец нынешней юбилярши. А младшая дочь Владимира Леонидовича — Анна Дурова-Садовская, тоже дрессировщица, — руководила “Уголком дедушки Дурова” с 1937 по 1978 г. При ней он стал носить название Театр зверей.

Кстати, сегодня в Москве проживают 450 Дуровых. В основном это однофамильцы. Что же касается родни... 20 лет назад умер муж Натальи Юрьевны — Михаил Болдуман, которого она безмерно любила и с которым прожила 30 лет. Их сын — тоже Михаил — ушел в науку: он океанолог, а также врач, доктор наук, работает над вакциной от гепатита.

А цирковые афиши сегодня украшают имена: сводного брата Натальи Юрьевны — дрессировщика Юрия Юрьевича и племянницы — Наталии Юрьевны Дуровых.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру