Решить задачу, а не дать подачку

15 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 129

Пару лет назад на каком-то благотворительном вечере угораздило меня спросить героя торжества, почему он решил дать денег именно художникам, а не спортсменам или еще кому. Виновник впал в состояние крайней задумчивости, почесал затылок, отделенный от плеч так называемой “голдой”, и невнятно пробормотал: “Ну, это, вызвали, сказали: дай денег им. А мне бабла не жалко. Я и дал”.

К счастью, таких благотворителей остается все меньше. Уже появились те, кто знает, кому и зачем они готовы дать деньги. На что они пойдут и, самое главное, какие цели будут при этом достигнуты, какие задачи решены. К примеру, нефтяная компания “ЮКОС”, как и в прошлом году, опять проводит конкурс “СоздаЮ!”, выделив на его финансирование полтора миллиона долларов. И в этом году конкурс, посвященный вопросам экологии городов, пройдет сразу в 25 населенных пунктах.

Новаторство “ЮКОСа” вовсе не в том, что компания — один из крупнейших благотворителей (благотворительный бюджет, составляющий порядка 100 миллионов долларов в год, формируется уже из чистой прибыли, после уплаты налогов), сопоставимый с крупнейшими западными концернами. В “ЮКОСе” предпочитают говорить не о благотворительности, а о социальном инвестировании. И готовы инвестировать даже в отдельного человека. Главное, чтобы у него была идея социального проекта. Причем такая, которая бы смогла что-то изменить в окружающем мире. Пусть не глобальная, пусть совсем маленькая. Например, взять и покрасить ограды в детских садиках своего поселка. Или создать клубный дом для душевнобольных, где люди могли бы с меньшими издержками адаптироваться к жизни в обществе. Или создать такой театр, в котором при помощи танцевально-двигательной терапии лечили бы детей с ограниченными возможностями. Или еще что-то, что пусть не кардинально, пусть чуть-чуть, но изменит в лучшую сторону жизнь свою и своих соседей. Все это и многое другое уже есть, работает. В Самарской области, Томской, Красноярском крае. Практически везде, где существуют предприятия НК “ЮКОС”. И люди начинают понимать, что свою жизнь они могут изменить сами, не уповая на мифическую помощь добрых волшебников из столицы.

Мы привыкли к тому, что благотворительность — это разновидность подаяния. Примерно как дежурный рубль, подаваемой нищенке в подземном переходе просто потому, что она там стоит, а мы проходим мимо. А оказывается, если подойти к этому грамотно, благотворительность — способ сделать человека социально и общественно активным, привить ему начала гражданского сознания. В общем-то, побудить его самого стать гражданином.




Партнеры