Билет на “Tитаник”

17 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 379

Вы плывете по коридору с иллюминаторами вместо окон, потом зависаете над мраморной лестницей, хрустальная люстра покачивается и блестит в лучах прожектора — все еще целая, хотя судно отчалило от берега 12 апреля 1912-го. И через три дня — 15-го — затонуло. Документальные кадры из “Титаника” режиссера Джеймса Камерона дали повод русскому зрителю гордиться нашей наукой: голливудские спецэффекты не имеют к ним никакого отношения, это русские океанологи приплыли на “Академике Мстиславе Келдыше” и погрузили режиссера на глубину почти 4 тысячи метров.


Анатолий Сагалевич, один из разработчиков подводных аппаратов “Мир-1” и “Мир-2”, стал героем фильма и даже получил “Подводный Оскар”. А что было дальше?

— Всего я погружался к “Титанику” 41 раз. В отличие от космического туризма, где на путевку требуется 20 миллионов баксов, на подводное путешествие достаточно было 35 тысяч долларов. На Западе появилась специальная фирма, продающая билеты на “Титаник”. И в 98—99-х годах туристы были сплошь иностранцы... Американский космонавт Оуэн Гэрриот хотел сравнить ощущение от полетов с погружением. Дон Волш, покоривший в свое время Мариинскую впадину, с годами не потерял страсть к глубине. Среди туристов попались даже несколько богатых пенсионерок. Бабушки обожали путешествовать — Антарктику покорили, и Сибирь, и на очередь в космос встали...

— Когда “Титаник” тонул, его корпус разломился, вы заплывали через проломы?

— Что вы: “Мир” величиной 8 метров — он бы там не прошел! Мы парили над кораблем, огибали его по корме... Две “половинки” корабля-гиганта находятся метрах в 600 друг от друга.

— После съемок фильма вы еще работали с Камероном?

— Да, мы отправились в экспедицию в 2001 году, чтобы снять уже трехмерный стереофильм “Призраки бездны”. На зрителей надевали стереоочки, изображение становилось объемным — они как бы погружались на дно, гуляли по “Титанику”... Для съемок использовали стереокамеру, а не подводную. Ее мы поместили в прочный цилиндр с иллюминатором, не пропускающим воду. Был еще модуль цилиндра, который мог углубляться в корабль на два километра от нас, управлялся он с “Мира” — через оптиковолоконный кабель. Так на “Титанике” для нас не осталось ни одного неизведанного места. Модуль заплывал в каюты с перевернутой мебелью, залы с витражами на стеклах... Пираты сюда не добрались — в скафандре на глубине 3800 метров слишком холодно. Человеческие останки, конечно, не сохранились — бактерии, морские животные... Кстати, мы насчитали около 24 видов рыб, только обитающих в корабле...

В 91-м году на дне валялись дорогие бутылки со спиртным, шкафы, детские игрушки... Драгоценностей не обнаружили. Потом американская фирма “Эримес-Титаник” выгребла со дна все и одно время устраивала передвижной музей. Потом ее за что-то осудили, а ценные экспонаты осели в частных коллекциях.

А недавно мы сняли с Камероном фильм о гидротермальных подводных полях, так что сотрудничество продолжается.

— Экспертиза показала, что в пробах сплава, которые вы взяли, содержится много серы, из-за которой конструкция и могла оказаться слишком хрупкой...

— Целью последней экспедиции 2003 года стало проверить, какие коррозии происходят в корпусе. За 11 лет судно сильно изменилось — нос почти провалился, повсюду ржавчина... Да и сталь в начале ХХ века была невысокого качества. К примеру, когда мы на своем “Мире” погружались к лайнеру “Бисмарк”, который затонул в 41-м году, — его корпус выглядел идеально. Даже серая краска не смылась...




Партнеры