Дан приказ ему — в автобус!

17 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 154

— В Ираке, конечно, кошмар, гражданская война начинается, — говорит перед тем, как сесть в автобус, 47-летний монтажник Юрий П. Он один из 365 россиян и граждан СНГ, эвакуированных тремя спецрейсами самолетов МЧС, которые в четверг, поздно вечером и ночью, садились на аэродроме “Раменское”.


Москва встречала “беженцев” в четверг вечером дождем и холодом. Но все же это лучше, чем иракская жара да под пулями.

— Жалко бросать недоделанную работу, — сокрушается Юрий. (Он, как и многие другие, трудился в Ираке по контракту на одной из электростанций.) — Была бы наша воля — мы бы остались.

После прохождения тщательного таможенного досмотра (всерьез опасались, что эвакуируемые могут провезти с собой “сувениры” в виде оружия) специалистов рассадили по “Икарусам” и в плотном сопровождении ГАИ повезли в гостиницу “Измайлово”. За колонной устремились машины встречающих: родственников и знакомых почему-то не выпустили из автобусов.

На лицах эвакуированных — усталость и подавленность: по словам Юрия, последние две ночи люди почти не спали. На вопрос корреспондента “МК” об условиях проживания в Ираке наш собеседник ответил:

— Жили нормально, платили тоже исправно. Вот только водочки не хватало — там одно виски американское продается. Тошно уже от него — по родному соскучились.

В истории государственного предприятия “Технопромэкспорт”, сотрудники которого и были пассажирами трех “бортов”, приземлившихся вчера в Жуковском, за 55 лет существования прошедшая эвакуация далеко не первая. В 80-х компании пришлось вывозить своих сотрудников из Анголы, первая эвакуация из Ирака пришлась на “Бурю в пустыне” Буша-старшего.

При нынешнем президенте США компания вывозила персонал из Ирака уже дважды. Подавляющее большинство эвакуированных в этот раз — мужчины, и только 21 женщина.

“Планы ухода разрабатываются еще при заключении контракта”, — рассказали “МК” в дирекции компании. В этот раз основной вариант предусматривал эвакуацию на самолетах через Багдад, а резервные — через Иорданию или Сирию. Единственная сложность, с которой пришлось столкнуться, — консервация ТЭЦ в сжатые сроки. Но за двое суток станцию “Юсифия” заблокировали и передали по акту шейхам племен, которым принадлежит вся окрестная территория. “Во всяком случае, более эффективной охраны в Ираке сейчас не существует, — уверен гендиректор строительства ТЭЦ Сергей Рыжов.

...До последнего местные были категорически против отъезда русских: ТЭЦ давала единственную стабильную работу в округе. Непосредственно на строительстве кроме 370 специалистов компании трудилось более 1300 иракцев. Благодаря субподрядам стройка обеспечивала работой еще около 3500 местных жителей.

— Как только ситуация стабилизируется и появится первая возможность продолжить работу, не подвергая жизнь и здоровье людей риску, специалисты “Технопромэкспорта” вернутся в Ирак, — не сомневается Рыжов.

* * *

А пока первая волна эвакуированных благополучно устраивалась в Москве, самолет МЧС сделал последний рейс в Багдад, чтобы вывезти оставшихся россиян. Этим рейсом летела и наш специальный корреспондент Марина ГРИДНЕВА.

“Уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж приветствуют вас на борту самолета “Ил-62” МЧС России, рейс Раменское—Багдад...” — объявляет стюардесса.

— Как мы будем заносить раненого и где его разместим? — прикидывают спасатели в самолете.

Они раскладывают носилки, предназначенные для перевозки Сергея Бражникова (у него ранение в ногу), проверяют их на прочность — один из врачей укладывается на приготовленное ложе.

Перелет обратно предстоит долгий — 6 часов с дозаправкой в Анкаре (Турция), поэтому пострадавший должен чувствовать себя максимально комфортно.

Присутствие врачей при спасательных и эвакуационных работах обязательно.

— В четверг, — говорят сотрудники МЧС, — когда был первый рейс из Багдада, на борту были двое мужчин на костылях: производственные травмы. Еще двум женщинам было плохо.

Что будет сегодня — посмотрим. Главное — чтобы нас не обстреляли.

На вооружении у иракских повстанцев — переносные ракетные установки “Стрела” и “Стингер”, так что полеты над Ираком опасны.

— Регулярные рейсы в Багдад сейчас не летают, — пояснил Валерий, один из пилотов. — Там приземляются только спецрейсы. У нашего самолета есть кодировка — американцы по ней распознают, кто летит. Они же предупреждают об опасных зонах, над которыми лучше не летать. При посадке надо быть аккуратней — увидите, сначала мы будем кружиться по спирали в безопасной зоне, а потом резко пойдем на снижение...

— А не страшно вот так летать?

— Есть приказ — мы выполняем. У нас экипаж боевой — военные летчики, многие прошли Афганистан, так что люди в этом плане закаленные.

Кстати, этот же экипаж год назад сделал 4 рейса в Ирак — вывез около 600 наших соотечественников накануне войны.

Над Багдадом действительно пришлось покружиться минут 20, после чего самолет — тьфу-тьфу! — благополучно сел в аэропорту.

Там нас уже давно ждали. Первым к трапу на кресле-каталке подвезли раненого Бражникова. Он выглядел вполне нормально и даже улыбался. Правда, нога его еще в плачевном состоянии — она жестко зафиксирована к креслу, из-под брюк виден синяк, нога опухшая. Мне удалось взять у него небольшое интервью:

— Сергей, вы фактически у нас национальный герой...

— Не хотелось бы иметь такую печальную славу.

— Собирались покидать Ирак?

— Нет, не собирался. Хотел остаться дальше работать, но теперь вынужден уехать.

— Как себя чувствуете?

— Теперь уже хорошо.

Поговорила с директором представительства концерна “Силовые машины” Александром Масленниковым.

— Решение уехать из Ирака зрело, — рассказал Александр Масленников, — потому что ситуация усложнялась с каждым днем. Например, в конце февраля был взорван локомотив, который вез оборудование нашего концерна. Когда наших соотечественников взяли в заложники — это было последней каплей.

По предварительным оценкам, в Ираке остается около 250 россиян, не желающих уезжать. В основном это сотрудники “Интерэнергосервиса” — именно специалисты этой фирмы были взяты в заложники.

А наш самолет летит в Россию — до Москвы уже недолго.







Партнеры