Черно-белые ступеньки

Екатерина родилась в мире музыки. Оставалось три месяца до появления девочки на свет, когда ее мама заканчивала консерваторию. В 10 лет Катя первой из советских подростков попала на международный детский конкурс музыкантов в Италии, где получила Гран-при и рояль в придачу. В 11 лет давала сольные концерты в Японии. В шестнадцать — завоевала звание лауреата, соревнуясь с 30-летними пианистами. Сегодня Екатерина Мечетина выступает как солистка с ведущими оркестрами мира. Ее гастроли проходят в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Мексике, Польше, США, Франции. Пианистке 24 года.


— Незабываемая фраза детства: “Катя, пора за рояль”! Лет в 8 у меня появились первые концерты. Я стала ощущать, что учусь играть не просто ради зачетов в музыкальной школе. Это — моя профессия. Мама сказала: “Ты уже большая. Сама решай: будешь трудиться — станешь музыкантом. Не будешь — нет”. Но, конечно, желание заниматься было далеко не всегда. Представьте: после 6 уроков еду домой на другой конец города. Поем, сделаю, как все дети, математику, русский... И так хочется просто полежать! А нужно еще минимум два часа за фортепиано сидеть. Мне еще повезло, что у меня соседи замечательные: уже двадцать лет терпят все мои музыкальные упражнения. А это иногда — 5—6 часов кряду не самой тихой музыки.

— Как же удавалось бороться с ленью?

— По поводу лени у музыкантов есть анекдот. Турист в Нью-Йорке спрашивает у прохожего: “Не подскажете, как попасть в Карнеги-Холл?” А прохожий — музыкант — подумал и отвечает: “Заниматься надо!” Если мне не хочется заниматься (а это бывает часто: прихожу после репетиций усталая), я говорю себе: “У меня три дня до концерта. Если не поработаю сейчас, то через три дня будет такая паника! Начнутся муки: я ведь могла сделать лучше!” Это очень простое чувство — ответственность перед публикой и собой. В любом возрасте, как бы ни хотелось отлынивать от занятий, еще больше не хочется выйти на сцену и опозориться. Нельзя играть плохо нигде. Никогда не знаешь, кто тебя будет слушать. Достаточно единственного неудачного выступления на краю света, и через некоторое время, в самый неподходящий момент, разговоры о провале докатятся до Москвы.

— Сколько надо готовиться к одному выступлению?

— К сольному полуторачасовому концерту — минимум два месяца: надо выучить совершенно незнакомые ноты. В авральных ситуациях приходится осваивать сложнейшие программы за две недели. На репетиции с оркестром надо приходить уже полностью подготовленной. Ведь часто отводится всего два дня, чтобы согласовать свою игру с незнакомым дирижером и музыкантами.

— Катя, поделитесь с рубрикой “Академия успеха” своей формулой успеха?

— Во-первых, должна быть одаренность. Это, как говорится, от Бога. Но всего остального надо добиваться самому. Музыканту с раннего возраста необходимо образование, профессионализм: как правильно поставить руку, как прикоснуться к роялю. Когда уже добьешься каких-то результатов, без мобильности и физической выносливости не обойтись. Недавно у меня за 12 дней было 5 программ в разных городах. В 5 утра поехала в аэропорт, прилетела в Милан, оттуда еще три часа своим ходом до другого города, час поспала. И в тот же день — концерт, 2 отделения. А потом — опять в Москву. Из-за такого режима приходится от многого отказываться.

— В оркестре всего одно пианино. Наверное, хорошо, что хоть конкурентов нет?

— Конкуренция огромная. Правда, не с оркестром. Идет борьба за то, чтобы стать солистом. Это удается только одному-двум из 30 пианистов, которых Московская консерватория выпускает каждый год. Чтобы пригласили сыграть, надо, чтобы тебя заметили, оценили. У меня 6 лауреатств в международных конкурсах. Но счастье принесли не они. Мне повезло, что меня услышали великие люди. Прежде всего Владимир Спиваков и Родион Щедрин. Они помогли, когда у меня еще не было ясности с творческими перспективами. У этих людей я учусь каждую минуту нашего общения. Удивительно, насколько они разносторонние, эрудированные. Глядя на них, я тоже стараюсь не упускать возможности узнать что-то новое... Сейчас я говорю на трех языках: английском, французском и итальянском. Музыкальный слух помогает улавливать чужую речь.

— Сегодня девушке, которая хочет проявить себя, чего-то добиться и при этом серьезно относится к личным отношениям, трудно найти свою вторую половинку...

— Это вы в корень смотрите. Очень много красивых, умных девушек, которые пока без пары. У меня проблема еще и в том, что я общалась с такими великими людьми, что снизить планку и быть “с кем-то, лишь бы не одной” просто невозможно. Но я не теряю надежд. Кругом много талантливых людей. Надо только встретить друг друга.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру