ЭКО нас угораздило

19 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 161

На Западе такое событие никого бы не удивило. А для Москвы это почти сенсация: в столице России открывается первый магазин, где будут продавать только экологически чистые продукты. Правда, цены в нем будут высокие, а выбор скромный. Зато оригинальный. Только натуральные соки (в том числе картофельный и морковный), которые отжимаются, а не восстанавливаются из концентрата. Чай и кофе, которые производят в зоне ливневых лесов, не обрабатывают химикатами и собирают только вручную. Конфикс — крупа, обжаренная в каменной печи, а затем раздробленная...

По оценкам экспертов, сейчас до 70% продуктов на московском рынке имеют крайне низкое качество. Одни содержат уйму красителей и консервантов, другие — генетически модифицированные добавки, третьи просто несвежие. Даже очень состоятельные москвичи не могут позволить себе натуральную пищу: ее просто негде купить.

Буквально год назад в столичные магазины валом хлынули продукты с надписью “экологически чистые”. И горожане стали активно их покупать. Не подозревая, что их нагло дурят.

— Самые большие проблемы в Москве с импортной продукцией, — говорит и.о. руководителя Мосторгинспекции Лидия Куракина. — В 1-м квартале этого года мы проверили на выбор 200 кг импортной колбасы и 100 кг кондитерских изделий и все полностью забраковали. Из 17 тонн птицы — 9 тонн брака (62%), из 5 тонн мясных полуфабрикатов — больше 2 тонн (46%), из 500 кг рыбы — 270 кг...

В Европе выращивание экологически чистых овощей стоит в 3 раза дороже, чем в России. Во-первых, у нас земли чистые: многие поля не удобряли годами. Во-вторых, “у них” ручной труд стоит дорого, у нас — копейки. Тем не менее коммерсанты понимают, что москвичи готовы платить за натуральные продукты любые деньги. И поэтому, несмотря на дешевизну производства, намерены заламывать за них бешеные деньги. Если реальная себестоимость производства экопродуктов по сравнению с обычными выше на 40—50%, то в московских магазинах они будут стоить в разы дороже.

В Европе, где существуют целые сети магазинов “здорового питания” (только в Париже 13 конкурирующих сетей), доля чистых продуктов в общем объеме пищевого рынка пока невелика — около 3%. Но рынок экопродуктов в Европе и США с каждым годом увеличивается на 10—20%.

В Москве же полноценные экологические магазины, где можно будет купить весь ассортимент натуральных продуктов, появятся не раньше чем через 3—4 года. Пока примут ГОСТы, пока утвердят систему сертификации, пока коммерсанты наладят производство... Главное — дожить здоровеньким и богатеньким до этого времени.




Партнеры