Лакированная смерть

13 жизней унес в понедельник страшный пожар, бушевавший несколько часов в производственном здании в поселке Пироговский Мытищинского района Подмосковья. Еще 8 человек находятся в больницах. Для Московской области это одна из крупнейших катастроф последних лет. А виноваты в ней, как водится, оказались сами хозяева предприятий, офисы которых сгорели. И, как стало известно “МК”, одному из пострадавших, вероятно, придется сменить больничную койку на тюремные нары. Ему грозит обвинение по статье 219 часть 2 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия).

Всю ночь и вчерашнее утро на месте происшествия дежурили корреспонденты “МК”.

Когда-то в поселке Пироговский по улице Фабричной, дом 1, функционировала ткацкая фабрика “Пролетарская победа”. Но победа обернулась поражением: пришедшее в упадок текстильное хозяйство растащили, фабрику закрыли, а здание, построенное аж полтора века назад, сдали в аренду мелким фирмам. Предприниматель Михаил Горячев получил в свое ведение весь второй этаж и организовал там архитектурную мастерскую. Небольшая фирма, выпускавшая деревянные полки и напольные подставки для цветов в горшках, несмотря на вредные условия производства, слыла престижным местом работы. Людей старше 40 лет сюда не брали, как и гастарбайтеров. Их много в соседних организациях, некоторые даже живут на территории фабрики. У Горячева в подавляющем большинстве работала местная молодежь. Зарплата — от 8 тысяч рублей и выше — в поселке Пироговском считается очень неплохой.

“Казалось, что из здания бросают факелы”

Трагедия разыгралась в конце рабочего дня как раз в мастерских Горячева. 26 апреля в мастерской велись сварочные работы, и огненная искра попала в бочки с лаком. Вспыхнул пожар, который мог бы быть потушен, если бы рабочие были знакомы с техникой безопасности. Вместо того чтобы прекратить доступ воздуха к бочкам с лаком — достаточно их плотно накрыть, — кто-то из плотников схватил ведро воды и плеснул в огонь. Тут же прогремел взрыв, людей разметало в разные стороны. Некоторых выбросило из здания на улицу. Это случилось в 15 часов 50 минут.

— Казалось, будто из здания кто-то бросает факелы, — рассказывает очевидец Леонид. — Представляете, на них одежда горела, волосы... Люди падали, а мы подбегали к ним и пытались сбить пламя.

Уже через несколько минут в здании полыхал страшный пожар, который охватил 500 квадратных метров. Следом загорелся первый этаж, где располагалась научно-исследовательская организация “Poesdмаркетинг”, — здесь огонь бушевал на 200 квадратах. Пожар разрастался столь стремительно, что находившиеся на складе в подвале здания рабочие не успели выбежать и сгорели заживо.

Пожар был потушен в 19 часов. Из огня пожарные и спасатели вынесли и отправили в больницы восемь человек с ожогами и переломами. По мере того как разбирали завалы, менялись данные о погибших. Три, четыре, восемь... Двенадцать. Нет, тринадцать.

В Мытищинскую городскую больницу увезли 22-летнего Андрея Ершова с переломами рук и пробитой головой (он лежит в травматологии), а также 25-летнего Александра Кузнецова (в реанимации). В 36-ю Московскую городскую больницу попали 45-летний Виктор Ананьев и 20-летний Артем Геворкян. Оба лежат в отделении ожоговой кардиореанимации.

Еще четырех пострадавших отправили в Склиф. 35-летнего Александра Жукова после обработки ран отпустили домой. 20-летний Дмитрий Кузин, а также 50-летний Виктор Альтов с ожогами по-прежнему находятся в Склифе.

“Нас отрезало от выхода, как на подводной лодке”

Утром во вторник на месте взрыва работали два пожарных расчета — через разлом в стене на уровне второго этажа еще продолжали выползать клубы белого дыма. Одновременно спасатели пытались отыскать тело последнего, как предполагается, пострадавшего.

Около 10 утра у ворот с вывеской “Тонкосуконная фабрика “Пролетарская победа” собралось полтора десятка уцелевших сотрудников — парней и девушек. Одна из девчонок — в черном платке.

— Моя двоюродная сестра погибла, Ира Иванова, 18 лет, — сквозь слезы рассказывает 22-летняя Лена Парицкая, работавшая в цехе сборки. — Они вместе с мамой тут работали, мама спаслась, а Ира... Она выходила в туалет, когда прогремел взрыв. Наверное, сердце не выдержало.

По словам рабочих, они слышали, что за стеной цеха окраски, в соседней конторе, работал сварочный аппарат.

— Когда директор прошел по коридору с огнетушителем, мы подумали, что учебная тревога, — вспоминает другой рабочий сборочного цеха Андрей. — А потом — взрыв. Помещения подвальные — все оказались, как на подводной лодке. Там, где шел воздушный поток, моментально все вспыхнуло. Из одних комнат люди успели выскочить, а в других — так и остались, отрезанные от выхода.

Больше всего пострадал именно цех окраски, где в больших емкостях хранились лаки и краски. Всего в тот день на предприятии работали 50 человек. В полдень каждому работающему дают здесь по пол-литра молока “за вредность”, в понедельник было выдано 25 литровых пакетов. Сколько человек выжило, во вторник утром никто из сотрудников фирмы точно не знал. Все четыре администратора во главе с директором Горячевым получили ожоги от 40 до 80% поверхности тела и были госпитализированы.

Буквально в 10 метрах от места взрыва стоит четырехэтажный жилой дом. На стене — как зловещее предзнаменование — повешенное за несколько дней до трагедии объявление о “Дне донора” в поликлинике 27 апреля.

— Наш дом построен в 1864 году, вместе с фабрикой. Стены — чуть ли не метр толщиной, — говорит пенсионерка Мария Бурмистрова с верхнего этажа. — И то я думала, угол отвалится — так сильно тряхнуло.

Другая жительница дома вспомнила, что в прошлом году вызывали СЭС из-за сильного запаха лака с фабрики. А 10 дней назад в округе сильно пахло газом. Звонили даже в аварийную службу, но специалисты вроде бы никаких утечек не обнаружили.

Сегодня во всей округе царит паника. Соседние фирмочки впопыхах вывозят поролоновые обрезки, тряпье и прочие отходы своего производства, за которые, неровен час, их могут оштрафовать понаехавшие комиссии.


Примечательно, что катастрофу в Мытищинском районе предсказывали давно. Вот что рассказали “МК” первый заместитель министра МЧС Московской области, главный государственный инспектор по пожнадзору полковник Алексей САЙКО и начальник отряда 17-й пожарной части Мытищинского ОГПС Сергей ЗВЕРЕВ:

— Данное предприятие и ранее вызывало у нас тревогу. Архитектурная мастерская ПБОЮЛ “Горячев М.А.” была одной из 15 коммерческих структур-арендаторов и занимала 4 комнаты. В самой большой комнате был устроен производственный цех, в остальных — лакокрасочная, сушильная и склад. Однако работать там было опасно. И пожар уже был — весной этого года из-за нарушения техники безопасности при сварочных работах. К счастью, тогда обошлось без жертв.

Последняя проверка здесь состоялась 18 марта и выявила на предприятии 24 недостатка. Были, в частности, замечания к цеху. Лакокрасочная камера была устроена неправильно, вытяжная вентиляция работала плохо. Продукция обрабатывалась сразу в нескольких местах, часто чуть ли не в проходе, а вытяжных шкафов было недостаточно. Но, похоже, все эти недочеты руководство мастерской так и не устранило.

— Что же произошло на предприятии?

— В лакокрасочной образовалась взрывоопасная концентрация паров. Достаточно было малейшей искры, чтобы произошла объемная вспышка. Скорее всего кто-то из рабочих решил прикурить. Рабочие попытались спасти мастерскую и сбить пламя огнетушителями. Но в этот момент взорвались бочки с мебельным лаком, находившиеся у входа мастерской. Взрывной волной разрушило мебель, штабеля товара, которыми и придавило людей.

— Как распространялся пожар?

— По вентиляционным шахтам огонь мгновенно перекинулся на второй этаж. Площадь пожара составила около 500 кв. метров — это примерно пятая часть всего здания. Кстати, к фабрике пристроена еще и 4-этажная типография, но туда огонь мы не пустили.

ХРОНИКА ПОЖАРОВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ЖЕРТВ

24 июня 1993 г. — рефрижератор на Дмитровском шоссе столкнулся с бензовозом, в результате пожара погибли 11 человек.

18 декабря 1999 г. — в общежитии МГУ, расположенном на улице Кравченко, пожар унес жизни 12 человек.

12 мая 2003 г. — в результате пожара в трехуровневом гараже при жилом комплексе “Алые паруса” погибли 10 человек.

23 ноября 2003 г. — в результате пожара в общежитии РУДН на улице Миклухо-Маклая погиб 41 человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру