Pейтинг апреля

5 мая 2004 в 00:00, просмотров: 200

Премьера месяца

Наблюдалась на Чистых прудах, где грянула “Гроза”. Режиссер Нина Чусова предложила до такой степени неожиданную трактовку классической пьесы, что обомлели как специалисты по Островскому, так и школьники, скучающие при имени классика. Чусова выстроила на сцене мир двух женщин — матери и жены — размером с четырехэтажный дом. Разрезала на кусочки и склеила на свой лад драму, присовокупив туда домостроевскую литературу и кое-что из “Снегурочки”.

Можно сказать, что Чусова пошла на грозу. Грозу победила. И сделала ее не опасным природным явлением, а стихией, которой желают все добровольно отдаться. Во всяком случае, мест на премьеру не достать, спекули накручивают цены.


Выставка месяца

Это, конечно же, “Фотобиеннале” — Пятый Международный месяц фотографии в Москве, который развернул аж 129 выставок на 38 площадках. Худо-бедно, но “Фотобиеннале” уже празднует первый юбилей, и главный организатор месячника — Московский дом фотографии — приготовил массу сюрпризов (как, впрочем, всегда). Вот главные выставки, которые открылись почти одновременно. “В поисках идентичности” и “Париж глазами фотографов” в зале “Новый Манеж”. Четыре выставки в Музее современной истории России, в том числе “Ленинградский фотоандеграунд 70-х”. В ЦДХ — персональная выставка Орлана “Цифровое Арт Видео” и иранская фотография с участием четырех авторов. Аж 9 выставок в МДФ, главная из которых — “Рим в фотографиях. С 1850 до наших дней” — привезена из музея города Рима. Огромное число выставок — в Музее современного искусства на Петровке и его новом выставочном здании в Ермолаевском переулке, где народ увидел персональные выставки известнейших фотографов из России, а также Германии, Франции, Швейцарии, в большинстве своем из авторских собраний. Здесь — разгул наших актуальных художников. Среди хитов — проект “Action Half Life” группы АЕС+Ф, рядом — серии автора “кровавых ужастиков” Арсена Савадова “Книга мертвых”, известного имитатора Мамышева-Монро “Игрок (Достоевский в Баден-Бадене)”. А также — новые, последних лет, фотографии Бориса Михайлова и двух заезжих звезд: немецкой чешки Йитки Ханцловой, которая живописует будни родной, давно покинутой деревни, и Лорин Гринфилд, сочинившей целую книгу “Girl Culture” — о девчонках-подростках, стремящихся стать экстраординарными в надежде, что их заметят звезды и телекамеры. В Центре Зураба Церетели — сплошь заграничные звезды плюс одна наша — Олег Кулик, который представил проект “Фрагменты”. А в Музее современного искусства представили программу “Фотолетопись России”, в Петровском пассаже — “Портреты и натюрморты” Жана-Батиста Уина, “Риму — Рим” Семена Файбисовича и проекты многочисленных глянцевых журналов. Фотографическая жизнь в Москве продолжит бурлить до 15 мая.


Актриса месяца

Чулпан Хаматова в роли Катерины спектакля “Современника” “Гроза”. Что за чудо эта особа: одарена бесконечно, и, кажется, нет такого, чего бы она не смогла сыграть. Совершенно новая Хаматова — не нежный ребенок, не манкая молодая женщина, а анфан террибль (ужасный ребенок) и с нежностью, и с манкостью, и с другими необъяснимыми качествами. К тому же обнаружила себя как очень пластичная, склонная к хореографии актриса, хотя танцами прежде серьезно никогда не занималась. Есть шанс, что за эту роль отхватит все призы.


Актер месяца

Михаил Пореченков в роли Шервинского в спектакле “Белая гвардия” МХАТ им. Чехова. Это серьезная заявка питерца, на которого столичные снобы небезосновательно смотрели как на забавного качка-молотилу. Убедительного в своей убойной роли, но не более того. А оказалось — прелестный характерный актер с очень гибким внутренним миром.


Провал месяца

— результаты национальной премии “Золотая маска” в номинации “музыкальный театр”. Впрочем, провал и весь ход 10-го фестиваля, который оказался одновременно юбилейным и погребальным. Все те болезненные симптомы, которые и раньше проявлялись в организации “Золотой маски” в прежние годы, как сыпь на теле инфекционного больного, на последнем форуме открыли полную картину неизлечимого заболевания. Спектакли, выдвинутые на премию в номинации “опера”, поражают своей несостоятельностью. Если это случайный выбор недобросовестных экспертов, то их надо гнать из фестиваля. Если это их позиция, то неплохо бы проверить, чем она мотивирована. Только очень большая корысть или полный идиотизм как следствие тяжелого менингита могли подвигнуть экспертов на выдвижение уфимского спектакля “Кахым-Туря”. Только близкая дружба с авторами и патологическая политкорректность спровоцировали бы выдвижение новосибирской “Жизни с идиотом”. Только большая ненависть и зависть могли способствовать игнорированию геликоновской “Лулу” и работ Исаакяна в Пермской опере. А уже об истории с Мариинским театром нечего и говорить: никакие аргументы не оправдают его отсутствие на фестивале, претендующем на присуждение национальной российской премии. Подобная организация премии поставила в нелепое положение и жюри, которое не знало, среди чего ему выбирать “лучшие спектакли России”. Хотя честные люди должны были просто отказаться от участия в этом фарсе. Итоги “Маски” печальны: в юбилейном году своей жизни она почила и, увы, отнюдь не в бозе.


Падение месяца

Совершил ведущий популярных передач Олег Марусев, который добровольно выступил в грязной и циничной истории по возрождению “Трансвааль-парка”. Зачем Марусеву понадобилось светиться в этом деле — объяснять не надо. Не по идейным же соображениям он призвал помочь материально поддержать пошатнувшийся “трансваальский” бизнес. Совершенно правильно заметил депутат Владимир Лукин, что многие настолько помешались на зеленых деньгах, что потеряли совесть, зрение и достоинство. В общем, люди гибнут за металл — история не новая, вот только участники разные.


Фантасты месяца

Ими стали украинские писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко, получившие премию Кира Булычева за роман “Пандем”. Вручение этой “фантастической” премии состоялось впервые. Вручать ее будут ежегодно лучшему писателю-фантасту. Премия представляет собой небольшую бронзовую пишущую машинку: Кир Булычев не любил печатать на компьютере, хотя с легкостью им пользовался. Церемония вручения прошла в рамках Московского форума фантастики.


Открытие месяца

— постановка в театре “Геликон-опера” оперы Франсиса Пуленка “Диалоги кармелиток”. Театр, который не впервые берется за реализацию проектов, никогда прежде не опробованных на российской сцене, на этот раз открыл слушателям партитуру, являющуюся подлинным шедевром мировой музыкальной культуры. Ценность этой оперы прежде всего в том, что она кардинально переворачивает стереотипное мнение о стилистике музыки прошлого столетия как о чем-то нарочито сложном и трудном для восприятия. Эта опера способна удовлетворить вкусы не только элитарной публики, но и того контингента слушателей, который ориентирован на демократические и широко доступные стилистические традиции. Существен и тот факт, что опера “Диалоги кармелиток”, которая не так часто ставилась и в западных театрах, сегодня начинает привлекать внимание постановщиков, уставших от бессмысленных творений так называемого авангарда. Духовная направленность этого сочинения пришлась как нельзя кстати в современную эпоху, когда растерявшееся от страха человечество ищет незыблемые ориентиры для гармонизации души.


Церемония месяца

— это, конечно, вручение ежегодной премии Российской академии кинематографических искусств “Ника” в Доме музыки на Красных холмах. В этом году церемония затянулась на пять часов. Вскрывающие конверты звезды старались продлить волнение и без того изнывающих от нетерпения артистов. Особенно преуспел в этом деле Олег Басилашвили, вручавший приз лучшей актрисе года. Ею стала Валентина Березуцкая, за 70 с лишним лет сыгравшая первую главную роль в фильме Геннадия Сидорова “Старухи”. Лучшим актером стал Виктор Сухоруков, а в главных номинациях победили две картины — “Магнитные бури” Вадима Абдрашитова (лучший сценарий, лучшая режиссерская работа) и “Возвращение” Андрея Звягинцева (лучший оператор, лучший фильм). “Самым эффектным нарядом” церемонии стал лауреат “Ники” за лучшую музыку к фильму “Бумер” Сергей Шнуров — он поднялся на сцену в пиджаке и голубых тренировочных штанах. А самым эффектным номером — вручение приза за честь и достоинство Петру Тодоровскому, который исполнил под гитару свою песню “И все-таки мы победили”.


Виртуальный скандал месяца

В Басманном суде Москвы рассматривался иск от писателя Эдуарда Геворкяна к библиотеке www.edu-all.ru. Дело в том, что компания “КМ онлайн” от лица известных писателей подала в суд на владельцев нескольких бесплатных электронных библиотек. Слушание по существу состоится 16 июня. За нарушение авторских прав писатель требует 500000 руб., а за нравственные страдания — 1 млн. руб. Среди тех, кто также предъявляет претензии к интернет-библиотекам, — Александра Маринина. Но главный истец — “КМ онлайн”, который в случае победы просто уберет всех возможных конкурентов. В их числе — “ЛитПортал” и “Библиотека Мошкова”. Свободное чтение современных книг в Сети тогда станет большой проблемой.


Журнал месяца

Это долгожданный журнал “PRO ЦИРК”, увидевший свет в середине апреля. Зарубежной периодики на цирковую тематику — море, только Россия оказалась в этом смысле обделенной. Между тем первый номер журнала “Цирк” вышел еще в 1925 году, затем его преобразовали в “Цирк и эстраду”, но через шесть лет закрыли. Возобновить издание удалось лишь в 1957 году, и, пережив очередное “скрещивание” с эстрадой, журнал просуществовал до 1993-го. В перестроечные сумели выпустить всего три номера “Мира цирка”... И вот наконец-то мы будем из первых рук (авторы — сплошь артисты, режиссеры, деятели цирка) узнавать о самых значительных событиях в российском и зарубежном цирках, о премьерах, дебютах и конкурсах, о проблемах и прогнозах на будущее вечного, как мир, искусства ловких, красивых и смелых.


Потеря месяца

Ушел из жизни выдающийся отечественный композитор Никита Богословский. Никита Владимирович написал около 200 песен, среди которых — такие известные, как “Любимый город”, “Спят курганы темные”, “Темная ночь”, “Шаланды”, “Три года ты мне снилась”...



    Партнеры