Москве сломают “челюсть”

7 мая 2004 в 00:00, просмотров: 144

Как говорится, Бог троицу любит. И, возможно, к двум московским Арбатам — старому и новому — вскоре добавится и третий, подземный. “МК” стали известны подробности новых градостроительных проектов московских властей. Ну очень грандиозных!

Новый Арбат давно уже не дает покоя московским властям. Планов его реконструкции за последние десять лет было придумано великое множество, однако дальше новых газонов дело пока не двинулось.

Чтобы превратить Новый Арбат в пешеходную зону, нужны немалые средства, а также дорога-дублер, по которой президент мог бы добираться с Рублевки в Кремль. Освоению подземного пространства мешают спецслужбы (под трассой проходят линии правительственной связи и метро-2), а кардинальной перестройке уродливых зданий, прозванных в народе “вставной челюстью”, — память об их авторе, Михаиле Посохине. “Моспроект-2” сейчас возглавляет его сын — тоже Михаил, поэтому трогать эту “архитектуру” нельзя ни в коем случае. Посохин-младший насмерть стоит на защите творческого наследия отца.

Но тем не менее перестройка назрела. Начать решили с малого — с Московского дома книги. Его реконструкцию без лишних споров поручили Михаилу Посохину-младшему. “Почему не был объявлен открытый конкурс? Ведь это шанс поменять эстетику Нового Арбата”, — вопрошал на градостроительном совете историк архитектуры Алексей Клименко. “Мы соблюдаем правопреемственность”, — парировал главный архитектор города Александр Кузьмин.

Очертания Дома книги не изменятся, просто он станет на два этажа выше и, соответственно, на 3000 кв. м больше. “Нам катастрофически не хватает торговых помещений, — рассказала “МК” директор Дома Надежда Михайлова. — После реконструкции офисы и подсобки переедут на последний этаж, а все остальное пространство мы отдадим книгам. В частности, на втором этаже появится просторный зал для презентаций: ведь сегодня, чтобы устроить встречу с читателями, нам приходится с утра двигать стеллажи”. Также проектом предусмотрена организация литературного кафе “ограниченного ассортимента” (т.е. без алкоголя и горячего борща). На время проведения строительных работ Дом книги закрываться не будет. “Современные технологии позволяют решить эту проблему, не усложняя жизнь москвичам-книголюбам”, — уверяет Кузьмин. А вот статус обновленного Дома книги пока под вопросом.

Сейчас это ГУП, т.е. столичная собственность. Однако, по имеющейся у “МК” информации, представители правительства Москвы ведут интенсивные переговоры с Владимиром Потаниным, выразившим желание приобрести не только новоарбатский супермаркет, но и другие 38 магазинов, входящих в сеть “Московский дом книги”.

— Да, эти слухи небеспочвенны, — подтвердила Надежда Михайлова. — Такой вопрос рассматривается и, возможно, будет решен положительно. Как мы к этому относимся? Ну, все зависит от условий сделки, от того, какие гарантии нам предоставят, и так далее. Мэрия, насколько мне известно, жестко настаивает на сохранении профиля магазина.

Но если на Новом Арбате ничего особо интересного построено не будет, то под ним архитекторы собираются устроить целый город. Слух, который может стать явью, — строительство гигантской подземной парковки под Новым Арбатом. Кстати, при проектировании Нового Арбата архитекторы прекрасно понимали, что этой улице необходимо большое число парковочных мест. И спроектировали в районе пересечения новой магистрали с Садовым кольцом подземные гаражи. Но из-за предельно сжатых сроков строительства они так и остались на бумаге. Спустя почти полвека московские власти решили исправить ошибки своих предшественников.

Сначала речь шла только о паркинге под обновленным “Домом книги”, однако в процессе обсуждения выяснилось, что Лужков не прочь продлить освоение подземного пространства вплоть до здания бывшего СЭВа (ныне мэрии). Мэра убедили, что с технической стороны делов там на копейку — нужно всего-то переложить пару коллекторов. Жаль, что при составлении сметы считать придется не в копейках и даже не в рублях, а в миллионах долларов. Да и будут ли пользоваться спросом подземные паркинги, еще вопрос. Например, наземные автостоянки на 350 машино-мест, которые пару лет назад соорудили на широком новоарбатском тротуаре, сейчас полупустые.

Возможно, что под Новым Арбатом со временем появится и мини-метро. Новую ветку собираются тянуть через Смоленскую площадь к Москва-Сити. В связи с активным строительством Сити этот проект уже не кажется столь фантастическим. Правда, проектировщикам придется сильно постараться, чтобы втиснуть новые подземные уровни между уже существующими линиями метро, тоннелями и коммуникациями. (Под тротуаром Нового Арбата проложен транспортный тоннель, по которому доставляют грузы в рестораны-магазины-офисы и вывозят отходы.)





Партнеры