Особенности национальной фотографии

21 мая 2004 в 00:00, просмотров: 126

В цокольном зале музея А.С.Пушкина в рамках “Фотобиеннале-2004” открылась уникальная выставка — “Русская светопись. Штрихи к истории”. По представленным на ней экспонатам можно проследить развитие русской фотографии с 1840 по 1917 год.

Все началось... с дагеротипов — небольших снимков на серебряной пластине, ставших первыми опытами в истории фотографии. На них торжественно и чинно смотрят в объектив нарядные дамы, удалые кавалеры, старушки в чепчиках. В те времена сотни людей жаждали увековечить свое изображение на этой маленькой волшебной пластинке. Поэтому не случайно на фотографиях 40-х годов XIX века — почти всегда портретная съемка. А дальше по нарастающей — появляются альбуминовые отпечатки, положившие начало первым, пока еще стеклянным негативам, желатиновые и платиновые отпечатки, ферротипы...

Наконец, появляются первые фотографии, запечатлевшие события бурной российской жизни. Это руины здания Морского собрания и оставшегося без крыши Петропавловского храма в полуразрушенном Севастополе — послевоенные кадры 1853—1854 годов. А на фотографиях, датируемых 1884 годом, заснята трапеза царской семьи в беловежском императорском дворце. Обеденный стол, накрытый на 20 персон, на каждой тарелке совсем не по-царски, скромно под салфеткой лежит маленькая булочка.

Конец эпохи обозначили фотографии-фототипии, иллюстрирующие последствия обстрелов в ноябре 1917 года. Двое святых со стен Успенского собора указывают наверх... а там яркий свет, льющийся сквозь дыру-отметину в разрушенном куполе. А рядом фото из той же серии: комнатка в монастырском корпусе с обваливающимися после обстрела стенами, перевернутые стулья, разметавшиеся, как в ночном кошмаре, белые занавески, опрокинутые часы и остановившееся на них время.

А еще выставка знакомит посетителей с особенностями национальной фотографии прошлого века. Здесь и наша деревенская девушка, прислонившаяся к колодцу, и армянская красавица с кувшином на плече... А еще забавные фотографии восточного массажа, где вместо изящной массажистки — здоровенный мужик: он стоит на корточках на спине... сидящего пациента.




Партнеры