“Когда-то дом был ложею масонской”...

Слава этого роскошного здания, построенного по проекту архитектора Бойцова, расцвела при новой владелице. Дом на Поварской был куплен графиней Александрой Андреевной Олсуфьевой. Но после революции 17-го года в этом стильном модерне поселили бедноту. А потом дом отдали писателям.

Андрей Вознесенский, рассказывая про пестрый Дубовый зал ЦДЛ, произносит веселую фразу: “Мало кто из литераторов может расшифровать символику зала. А на витой колонне бесстрастно отсвечивает скульптурное девичье личико — деревянного ангела ЦДЛ. Эта девочка — Маша Олсуфьева, графинюшка, последняя владелица нашего дома. Я довольно хорошо знал Марию Васильевну. Аристократически стройная, сухопарая, она жила с дочерьми в своем палаццо во Флоренции, переводила прозу Пастернака и Солженицына и делала... подстрочный перевод для моей первой книги в издательстве Фельтринелли”, — рассказывал Андрей Андреевич.

В этом доме писатели громили Вознесенского после хрущевского наскока на грешного поэта. Вся история советской литературы скандально связана с пристройкой к дому Олсуфьевых на улице Герцена (Б.Никитская). Здесь чистили и строгали неугодных, хоронили умерших... Здесь пировали в ЦДЛовском ресторане, играли на бильярде, злословили, острили, а кто-то становился добровольным стукачом.

Могучий человек, поэт Григорий Поженян создал буквально чеканный образ писательского дома: “... пили в долг у Полины, дружно пропивали случайные гонорары, но закулисных игр и интриг не было... Дом жил, бурлил, возвышал, разделял, пьянил и отрезвлял: жестоко и непоправимо”. Вот это отрезвление Григорий Михайлович Поженян выразил со всей прямотой: “В ЦДЛ старшие писатели преподавали нам уроки ханжества на обсуждениях, “коврах”, “разборках” по указанию отдела культуры, парткома. Вдоволь наслушались и объелись лжи и фальши”.

Прошло не так уж много времени, и уже забыты напрочь имена этих запретителей, блюстителей официальных истин. Живы в людской памяти лишь талантливые и независимые писатели, те, кто бодался с дубом, кто в журналах печатал запрещенные вещи, кто шел наперекор.

Три симпатичных человека — Галина Максимова, Наталья Познанская и Лазарь Лазарев составили и выпустили в свет в 1994 году очень живую книгу-альбом “Дом на две улицы”. Автор множества интереснейших фотографий в книге — Михаил Пазий.

ЦДЛ давних времен все-таки оставался для писателей домом, особенно по-домашнему мужчины себя чувствовали в кресле парикмахера Моисея Михайловича Маргулиса. Поэт Яков Козловский оставил роскошный портрет талантливого мастера, в альбом которого многие начертали свои “нетленки”, в том числе и Константин Симонов: “Твоих коллег он брил до гроба И брил в гробу. И ты переменить не пробуй Свою судьбу”. Козловский продолжал: “А мой тезка Хелемский дал такой веселый зарок: “Клянусь, пока не полысею, ходить я буду к Моисею”.

Обозреватель “МК” пообщался с директором ЦДЛ Владимиром Носковым.

— В ресторан писатели захаживают?

— Очень редко. В основном в клубные дни или когда устраиваются фуршеты на презентациях книг. У нас есть дешевый нижний буфет, и там мы устраиваем бесплатные обеды для ветеранов. Мы сделали ремонт большого зала ЦДЛ, купили шикарную киноустановку, у нас свет, звук на очень хорошем уровне. Зал преобразился. Мы там показываем фильмы для публики, а члены клуба писателей ходят бесплатно.

— Расскажите, пожалуйста, про Клуб писателей ЦДЛ.

— Клуб был организован в 93-м году по инициативе Владимира Солоухина, Бориса Можаева, Вячеслава Шугаева, Сергея Михалкова, Григория Поженяна, Андрея Яхонтова. Наш клуб — организация общественная, вне всяких идеологий. Он объединил 1200 авторов.

— Чем собираетесь встретить юбилей ЦДЛ?

— 20 мая мы открыли выставку Михаила Пазия, посвященную 70-летию ЦДЛ. Это фотолетопись за 70 лет. Фотоотражения новых событий будут занимать свое место в этой экспозиции — она с продолжением.

27 мая состоится юбилейный вечер в большом зале. Большую театрализованную программу будет вести Аркадий Арканов. Участники будут непосредственно общаться со зрительным залом — с писателями, поэтами, драматургами. Мы покажем кинохронику довоенных и военных лет. Живая история войдет в зал.

Несмотря на нехватку денег, писатели стараются быть счастливыми и богатыми.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру