Смерть политике!

АНЕКДОТ ДНЯ

— Вы слышали, Путин приказал правительству остановить инфляцию!

— Не совсем так. Он распорядился ее задержать. И посадить.


Президентское Послание — очень жесткий жанр. Он подразумевает постановку довольно общих целей и разговор без деталей. Выступая перед Федеральным собранием в пятый раз, Владимир Путин, с одной стороны, был зажат правилами жанра, а с другой — тем, что многое уже успел “засветить” в предыдущие четыре раза.

Вчерашнее выступление Путина отличалось тем, что было явно рассчитано не на один год. Более того, задача, о которой говорил президент, — это задача строительства нормального, современного государства (естественно, как это понимают в Кремле) на ближайшее десятилетие. Даже призвав удвоить ВВП уже не за десять лет, а всего лишь до 2010 года, Путин “зашел” аж до середины срока своего преемника.

В самом начале была дана характеристика момента — впервые за пятнадцать лет Россия имеет возможность приступить к долгосрочному стратегическому планированию и строительству своего будущего. Глава государства сразу определил четыре главные общенациональные задачи: повышение благосостояния людей, увеличение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью, модернизация армии.

Все, что собирается делать власть, должно быть подчинено достижению этих целей.

Сразу после этого Путин сформулировал три общенациональных проекта, которые должны консолидировать общество и которые касаются всех. Проекты эти просты, безыскусны, и поэтому — выбраны верно: доступность качественного жилья, образования, здравоохранения.

Если верить социологии, то эти три темы волнуют население любой, самой развитой страны. Решение этих вопросов требует огромных всеобщих усилий. Поэтому от подходов, заложенных при их решении, во многом зависит вся конструкция государства.

Более-менее подробно возможности реализации этих проектов в России разбирал институт Гайдара. Сам Егор Тимурович даже сделал доклад на эту тему в феврале прошлого года. Что интересно, его товарищи по СПС темы, предложенные Гайдаром, поднять на щит не захотели. И вот теперь они звучат в Послании президента.

Касаясь строительства жилья, Путин был понятен, конкретен и либерален. Честная конкуренция строительных фирм, возможность каждому производителю “войти” на рынок, прозрачность регулирования и — главное — ипотека. “Хватит обманывать граждан, заставляя их десятилетиями стоять в очередях за жильем. Надо дать возможность работающим купить его”. В этот момент камеры ТВ прицельно показывали Юрия Михайловича Лужкова, который слушал с огромным, не показным вниманием.

Что касается образования и здравоохранения, президент сформулировал проблемы, сказал, чего надо достичь. Но эта часть выступления оказалась менее понятной. Как, например, можно составить реестр лечения и лекарств, которые будут бесплатно предоставляться населению, для всех заболеваний? Обратило на себя внимание и то, что президент вообще ничего не сказал о страховой медицине.

Реализация заявленных громадных проектов наверняка потребует создания недостающей нормативной базы и координационных центров, ответственных за их реализацию. По логике, центры эти должны находиться вне правительства. Иначе все сведется к набору неэффективных целевых федеральных программ, которые, как форма, достались еще в наследство от СССР.

Говоря о налоговой и финансовой политике, распределении полномочий и бюджетов между разными уровнями власти, глава государства не сообщил ничего принципиально нового. По сути, он повторил подходы, которые звучали и раньше. Обратило на себя внимание его требование, чтобы излишние функции госрегулирования, которые будут убираться с федерального уровня, не возродились на уровне региональном и муниципальном. В то же время такие давно ожидаемые и очень важные вещи, как переход к выплате гражданами подоходного налога по месту жительства, а не по месту работы, как сейчас, — озвучены не были. В результате от этой части осталось половинчатое ощущение — все правильно, либерально, аккуратно, но скучновато.

Говоря об армии, Путин впервые сказал о приоритете стратегических сил. При этом он ни разу не вспомнил о том, что армия должна быть профессиональной.

Весьма традиционной была и часть, посвященная внешней и внутренней политике. Усиление роли партий, их укрупнение, их активное участие в региональной жизни. Прогнозы многих аналитиков, что Путин “наверняка объявит войну олигархам”, абсолютно не оправдались. Путин вообще ничего не сказал об отношениях власти и бизнеса. Собственно говоря, об этом он много говорил все четыре года перед этим. Был лишь один очень тонкий намек — должны быть законодательно разделены “методы оптимизации налогов” и налоговые преступления. То есть государство должно жестко определиться, что оно позволяет корпорациям использовать для того, чтобы платить меньше налогов, а что будет считать воровством.

Подводя общий итог, наверное, можно сказать, что выступление Путина было менее интересным, чем раньше. Наверное, объясняется это несколькими причинами. Вполне сознательно из текста была удалена вся “тактика”, вся “злоба дня”, которая так привлекала в прошлые годы. Во-вторых, главной ценностью Путин назвал последовательность по всем направлениям государственной политики. Спорить с этим не приходится, но жесткое сохранение последовательности убивает интерес. В каком-то смысле нынешнее Послание президента стало демонстрацией того, что на этом этапе строительства новой России политика “умерла”. Осталась одна экономика и социалка, которые со временем уже и становятся стержнем политики.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру