Одной ногой в театр, другой ногою в храм

29 мая 2004 в 00:00, просмотров: 168

Едва ли не впервые в современной истории Русской православной церкви прямо в стенах храма играется спектакль. Да еще какого храма — Христа Спасителя! Еще вчера в Доме актера шли репетиции христианской эпопеи “Апостол Павел” по пьесе Иона Друцэ. Сегодня будет прогон уже непосредственно в декорациях Зала церковных соборов при храме, а 30 мая, на Святую Троицу, дадут премьеру.

Один день из жизни апостола Павла, забредающего на тайную ночную сходку разбойников и торговцев, которые ждут пиратских кораблей для совершения своих грязных сделок... Павел встречает скифа, торгующего оружием, женщину, торгующую любовью... Призывает их к молитве. А те в ответ поднимают камни... Стилистически спектакль напомнит фреску, будучи сделанным в особой хореографической пластике “на вывернутых ладонях”, когда за основу взята иконописная идея обратной перспективы (хореограф Сергей Грицай). “Апостола” сыграют в естественных интерьерах Зала церковных соборов на 1200 мест. Только центральную стену, украшенную росписью на библейские темы, уберут холщовым белым задником, расчерченным на квадраты, и по нему во время спектакля как бы начнется роспись... К заднику приставят всевозможные площадки, вроде строительных лесов, придуманные художником-сценографом Алексеем Порай-Кошицем.

Репетировался “Апостол Павел” полгода. Некоторое время понадобилось для “утряски” нормативных вопросов с представителями церкви, пока не было получено благословение со стороны отца Михаила (настоятеля храма) и разрешение от Алексия II.

В перерыве репетиции мы позвонили драматургу Иону Пантелеевичу Друцэ.

— Пьеса? Не пьесу я сначала собирался писать, а роман. Роман о жизни апостола Павла. И даже написал страниц 150... Но, понимаете, чтобы охватить всю жизнь Павла, надо объехать полмира! Он же был путешественником, побывал в Риме, в Греции, в Турции, даже, по легенде, на Британских островах! Такой роман надо начинать лет в 30 и 20 лет писать, да еще имея приличных спонсоров на все передвижения по свету... Где уж мне! Поэтому все написанное переродилось в пьесу...

— А почему надо играть в храме?

— Лет десять назад, после первого публичного прочтения пьесы, мне позвонила Наталья Крымова — царствие небесное — и сказала: “Очень неуютно будет, если эту пьесу поставят в стенах театра. В Москве столько полузаброшенных церквей, вот где ее надо играть!”

И вот спустя столько лет молодой режиссер Аркадий Левин стал фанатом пьесы Друцэ. Он верит артистам, скажем, Виктору Гвоздицкому, который играет Павла, и этого достаточно. Хотя сначала на роль Павла претендовал Сергей Юрский, но ничего дельного из этого не вышло. Юрский в одном интервью заявил, что на такой спектакль зрителя не соберешь. Впрочем, не только кандидатура на главную роль, но и весь состав актеров менялся по многу раз. Еще в письме, адресованном творческой группой Алексию II, среди исполнителей значились следующие “православные христиане” — Невинный, Филиппов, Костолевский... Теперь же вместо них Николай Пастухов (на днях вышел из больницы после инсульта), Юрий Авшаров, Александр Ильин...

— А прежних Господь отвел, — считает режиссер Аркадий Левин:

— А вы что, у каждого спрашивали — православный он или нет?

— Есть вещи, которые не православный не поймет, не имея опыта. Все происходит по молитве. А Гвоздицкий, я считаю, единственный артист, который может сыграть Павла. Павел — гневен, силен и вдохновенен... Он был чуть ли не руководителем гонений на христиан, но затем был обращен Господом...

Думается, что ключевым словом во всей этой истории с постановкой является отнюдь не слово “храм” или “христианская эпопея”. Главное — “театр”.




Партнеры