Вспомнить все

31 мая 2004 в 00:00, просмотров: 470

Перед экзаменами кажется, что голова обретает чудовищную квадратную форму, мозги потихонечку плавятся, и ни одного билета вы больше выучить не сможете. Но все же есть несколько рецептов, как облегчить “предэкзаменационную амнезию”.


Рецепт первый: повторение — мать учения.

Самый распространенный способ зубрежки — повторение материала вслух много раз. При этом можно представить перед собой экзаменационную комиссию, разложить на столе реальные билеты. Некоторые сажают перед собой игрушку и рассказывают все ей, некоторые “общаются” с музыкальным кумиром на постере.

Рецепт второй: что вижу — о том пою.

Если у вас неплохо развита зрительная память, вам помогут яркие маркеры. Выделяйте подзаголовки и главные мысли яркими цветами. Тогда при ответе перед глазами вырастет многострадальная тетрадь и очень выручит. Не слушайте тех, кто говорит: “Зачем все переписывать, есть учебник!” Многим такой способ помогает.

Рецепт третий: я поэт, зовусь я Цветик.

Очень часто этот способ используют преподаватели иностранного языка. Чтобы выучить новые слова или грамматические премудрости, они заучивают со школьниками стихотворения или рифмуют слова по парам. Этот способ хорош и в математике. Знаете, как можно запомнить ненавистное число “пи”?

Чтоб незнайкой не остаться,

Чтоб окружность точно счесть,

Надо только постараться

И запомнить все как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Рецепт четвертый: весь мир — театр.

Любопытен способ представлять информацию в виде графических образов, а потом составлять из них в воображении рассказ или фильм. Каждый абзац можно представить в виде картинки, а потом их логично связать. Даже дети могут запомнить до 80 картинок, разложенных на столе, таким образом. Если у вас нет комплексов, эту выдуманную ситуацию можно самому и разыграть — тогда вы усвоите этот материал эмоционально и уж точно не забудете.

Рецепт пятый: во саду ли, в огороде...

Один из самых увлекательных способов запоминания — это так называемый метод Цицерона. Древнегреческий оратор поражал всех умением запоминать свои блестящие речи и дословно воспроизводить их перед огромной аудиторией. А ларчик просто открывался: у Цицерона был великолепный сад, и он обожал по нему гулять. И когда оратор учил речь, он бродил по одному и тому же маршруту и мысленно “вешал на деревья” или “ставил на скамейки” опорные слова своей речи. А на сцене он снова проходил свой любимый маршрут и воспроизводил все с точностью до слова. Вы можете проделать то же на даче или в квартире...

Рецепт шестой: анализируй это.

Многие специалисты советуют запоминать три-четыре опорных слова в каждом билете. Например, в конце параграфа часто помещен вывод, главное — выучить его. Тогда вы не просто вызубрите билет, а поймете его.

Рецепт седьмой: нелепо, смешно, безрассудно...

Этот метод предложил Дейл Карнеги — он заключается в одном простом понятии: “ассоциация”. Исторические даты можно запомнить, привязывая их к событиям из собственной жизни, номерам телефонов или известным датам. А если вы собираетесь говорить о совершенно не связанных между собой вещах, например о корове, Наполеоне и фотоаппарате, составьте предложение типа: “Корова лягнула Наполеона и разбила его фотоаппарат”. Чем более нелепая фраза, тем лучше вы ее запомните.

А самый главный рецепт — не готовьтесь в последнюю ночь, иначе не спасут ни Цицерон, ни Карнеги!


Комментарий Натальи ДМИТРИЕВОЙ, специалиста Детского психологического центра Юго-Западного управления образования:

— Многое зависит от того, чем тебя одарила природа. Кто-то может сходу выучить весь параграф, а кому-то на это нужно два часа. Существует механическая и образная память. Из механической все улетучивается сразу после экзамена. А вот при помощи образной можно запомнить материал надолго. Именно поэтому пустая зубрежка без понимания — пустая трата времени. У каждого человека лучше работает определенный вид памяти.



Партнеры