Художник королей — король художников!

5 июня 2004 в 00:00, просмотров: 176

В Москве давно ждут открытия государственной картинной галереи Ильи Глазунова, где будет представлена постоянная экспозиция его творчества. Картины подарены знаменитым художником нашему городу, а значит, России. Открытие откладывается уже несколько месяцев в связи со строительными проблемами. На сей раз ее работники надеются, что вскоре галерея все-таки распахнет свои двери для всех желающих.


Сначала собирались открыть галерею всемирно известного художника к Дню города, 3 сентября 2003 года. Потом выяснилось, что здание на Волхонке, 13, не готово. Все перенесли на декабрь. Но к зиме обнаружилось, что застройщик совершил ряд грубых ошибок. Экспертная комиссия установила, что строители нарушили многие технологические нормы, и эти ошибки грозили обернуться серьезными последствиями. Работы на Волхонке закипели вновь.

Сейчас почти все готово изнутри — и стены, и полы, и свет, и служебные помещения. Даже картины художника почти все развешены (Илья Сергеевич еженощно пропадает на Волхонке и самолично следит за созданием экспозиции — кое-где еще валяются кисти и краски, с помощью которых Глазунов что-то подправляет и делает последние штрихи). Осталось только довести до ума фасад. Дирекция надеется, что наконец со здания уберут строительные леса и состоится торжественное открытие.

В галерее будет представлено более 500 картин Глазунова, начиная с самых ранних (40-е годы) и заканчивая самыми поздними, еще нигде не выставлявшимися (2003/04). Холл первого этажа посвящен Достоевскому и его творчеству. В соседнем зале представлены учебные работы Глазунова — портреты, наброски, фигуры, пейзажи из разных уголков России. Среди них висит и “Ленинградская весна” студента Глазунова, которую не оценили когда-то в художественном институте. А сейчас галеристы говорят, что “это полотно — шедевр раннего творчества художника”.

Здесь же, на первом этаже, находится зал с известными всему миру монументальными работами Ильи Сергеевича — “Вечная Россия”, “Мистерия ХХ века”, “Разгром Храма в Пасхальную ночь”. Наш вам совет: как только войдете в галерею, сразу же просите в качестве экскурсовода девушку Катю, у которой просто прирожденный дар водить группы и рассказывать так, что дух захватывает. Нужно еще понимать, что часто творчество Глазунова тесно связано с символикой, расшифровать которую самостоятельно можно и по наитию, но лучше бы с помощью разной специальной исторической, искусствоведческой и теологической литературы.

Например, про известное полотно “Храни, Бог, Россию” Катя не рассказывает, а поет: “Картина написана в 1999—2000 годах к выставке в Манеже. Художник создает для нас символичный образ России — и России исторической, и России наших дней. Зловещий пейзаж, черные тучи, кровавое зарево. Мы видим землю, где уже ничего не растет, повсюду только мертвые черные кресты. И бездуховные постройки — таково наше столетие, ведь архитектура отражает состояние и смысл эпохи, и разрушенные храмы, и уродливые здания. Но над всем этим присутствует светлый лик Спасителя, неотделимого от России. И лозунг “Храни, Бог, Россию” звучит как лозунг всего творчества Ильи Сергеевича. Недаром художник часто повторяет: “Служи Богу, совести и России”.

На третьем этаже представлено роскошное собрание икон и предметов быта старой Руси, которые собирались Глазуновым по всей стране, в самых глубинках, на самых окраинах. В коллекции можно найти уникальнейшие вещи — например, фигуру Христа-полуночного (Спас, ждущий казни). Подобные скульптуры почти не дожили до сегодняшнего дня: их не ценили как искусство и уничтожали. Эту же скульптуру привезли с Севера, и сейчас она является уникальным историческим памятником. К уникальным памятникам также можно отнести и представленную в “Иконном зале” коллекцию мебели неорусского стиля (конца XIX — начала ХХ века).

А еще обязательно посмотрите залы, где экспонируются “русские картины” художника — этот цикл очень напоминает иконопись (из которой Глазунов заимствовал многие приемы). Среди множества “русских картин” — его известная “Русская красавица”, при создании которой художник использовал не только краски, но и ткань, дерево, жемчуг. В соседнем зале находится поздний Глазунов, которого еще никто не видел.

Глазунов везде разный. Но всегда — потрясающий. В пейзажах, своеобразном символизме, в настроении и в красках: от мрачных черных и тревожных алых красок — до яснейших голубых тонов неба. И даже те, кто знает творчество художника “от и до”, все равно откроют для себя нового Глазунова. Нового, но вместе с тем непревзойденного.




    Партнеры