Факультет домоводов

7 июня 2004 в 00:00, просмотров: 413

Слово “экономика” в переводе с древнегреческого — “ведение дома”, или — что более привычно русскому слуху — “домоводство” (оно же — “домострой”). “Эконом”, получается, — “домовод”. Так в античные времена и средние века называли людей, занимающихся хозяйством в богатых замках и усадьбах. Лишь в XIX столетии под этим словом стали подразумевать человека, изучающего теорию и практику товарно-денежных отношений.

Чепец для домоправительницы

Пушкин писал — с изрядной долей иронии — про своего героя, Евгения Онегина: “Зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет”. Правда, отец Евгения — обычный русский помещик — не слишком доверял рассуждениям сына и модным западным теориям, а посему отдавал земли по старинке в залог. Да и соседи Онегина по усадьбе — Ларины — практиковали почти натуральное хозяйство. Что, впрочем, обеспечивало им вполне сытную и благополучную жизнь. Старушка Ларина, мать Ольги и Татьяны, была настоящим “экономом”: “Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы...” И прекрасно обходилась без заумных книг, управляя поместьем в ватном шлафоре и чепце.

Через пятьдесят лет экономы перевелись — их заменили экономисты. Сегодня понятие “экономика” имеет более широкое, чем два века назад, значение: это ведение хозяйства не одной семьи, а региона и страны в целом. В глобальном смысле — как мировая экономика — это хозяйственные отношения государств.

Чтобы разобраться во всех тонкостях современных экономических учений, уже мало читать одного Адама Смита или старика Маркса с другом Энгельсом. Экономике нужно учиться, причем не один год, а минимум четыре-пять.

Как правило, будущие экономисты получают образование в профильных учебных заведениях. Однако экономические факультеты есть и во многих технических институтах и академиях — от строительных до инструментальных, а также в большинстве университетов — вплоть до лингвистических, педагогических, кино- и театральных. Всего подобных мест учебы в современной России насчитывается более 500 — в пятнадцать раз больше, чем было во всем Советском Союзе. Выбор большой, но все же лучше поступать туда, где экономика — главная, профилирующая специальность, чтобы не получить после долгой учебы диплом “экономиста с ветеринарным уклоном”.



От плановика — к менеджеру

До начала 1990-х годов должность экономиста считалась не особо престижной, и конкурс на эту специальность в вузах был относительно невысокий. Работа экономистов считалась довольно скучной, бумажной, да и не самой высокооплачиваемой к тому же. Они трудились в плановых отделах и бухгалтериях предприятий или протирали локти в отраслевых управлениях и министерствах.

Появление рынка резко повысило престижность экономического образования. На одно место в профильном вузе или на факультете стали претендовать по 5—6, а то и по 10—15 человек. В последнее время, правда, наблюдается некоторый спад популярности экономики, но все равно эта профессия остается одной из самых желанных для большинства российских абитуриентов.

Чем же сегодня занимается современный экономист? Он следит за самым широким кругом вопросов: анализ рынка и исследование конкурентоспособности товара, прогноз развития производства и планирование работы предприятия. Экономическое образование позволяет заниматься как практической, так и научной деятельностью. Можно, например, возглавить одно из подразделений промышленной компании или торгового агентства. А можно написать кандидатскую и докторскую диссертации по экономической тематике, стать заведующим кафедрой в исследовательском институте или руководителем научного отдела в академии наук.

Но все же главное для любого экономиста — работа с крупной фирмой или корпорацией. Только практическая деятельность дает результаты, которые позднее лягут в основу детального анализа, долгосрочного прогноза и перспективного планирования. Реальная ситуация служит для экономиста отправной точкой в обобщении и определении тенденций развития производства или прогнозировании рынка товаров и услуг.



Характер твердый, нордический...

Какими качествами и знаниями должен обладать экономист? Прежде всего — способностью к аналитической работе, умением сортировать информацию и классифицировать различные факты. Поэтому ему не обойтись без отличного знания математики. На всех экономфаках университетов и академий изучению этого предмета уделяется особое внимание. Корпеть над формулами и задачками студентам приходится вплоть до окончания вуза.

К математике добавляется иностранный язык — как правило, английский. В наиболее престижных университетах изучается два иностранных языка. Кроме того, будущие “капитаны производства” зубрят теорию экономических учений, социологию, психологию, право, историю экономики разных стран и регионов, методы математического анализа, антикризисное управление, основы менеджмента, маркетинг и еще целый ряд других сложных предметов. Практику студенты проходят сначала в своем вузе — в ходе семинаров тренируются на виртуальных биржевых торгах, учатся работать с ценными бумагами, вести бухучет и т. д. А потом набираются опыта и в реальных фирмах и компаниях.

Если старшекурсник специализируется на международной экономике, то помимо дополнительных занятий иностранным языком ему приходится изучать зарубежное законодательство, страноведение и прочие специализированные дисциплины. Ну и, конечно, современный экономист просто обязан быть “на ты” с компьютером, факсом и другой оргтехникой.

Учиться на экономиста можно и за деньги. Далеко не всем абитуриентам удается пройти на бюджетные места, поэтому практически во всех экономических вузах и факультетах есть платные отделения. Стоимость года занятий зависит от крутизны учебного заведения — от 3—4 до 6—7 тысяч долларов. Умножаем на пять — получается стоимость новенькой иномарки...

Можно пойти и в негосударственный вуз, но здесь следует быть предельно осторожным: зачастую под громким названием скрывается банальная обдираловка, где берут деньги непонятно за что. Кроме того, далеко не все коммерческие учебные заведения имеют право выдавать дипломы гособразца (для этого нужно пройти сложную процедуру аттестации и аккредитации). И поэтому те бумажки, которые они гордо называют “дипломами”, на самом деле ничего не стоят и нигде не котируются...






Партнеры