Струна до Африки доведет

16 июня 2004 в 00:00, просмотров: 132

Три года назад тихий подмосковный райцентр Озеры прогремел на всю страну: с большой помпой здесь презентовали единственную в мире струнную дорогу. Изобретение белорусского академика Юницкого преподносилось как революция в мировом транспорте. Еще бы! Расстояние в 120 км от Озер до Москвы электромобили-автолеты должны были преодолевать по “струнке” за 30 минут!

Сегодня о революционном чуде в городе напрочь забыли. Только третий местный житель, к которому мы обратились, правильно объяснил, где его искать.

— А я был здесь при первом испытании, — уже на месте делится воспоминаниями сторож соседнего предприятия. — Грузовик прошел сто метров минут за пять.

Стоящая практически в чистом поле стальная конструкция высотой с пятиэтажку впечатляет своей, что ли, величавостью. Краска за три года ничуть не облупилась, а трубы-рельсы из нержавейки и вовсе блестят на солнце как новенькие.

По замыслу академика, по этим самым трубам (диаметром примерно 10 см), как по рельсам, должны были мчаться управляемые автоматикой обтекаемые капсулы, рассчитанные на 25 человек. Им даже дали эксклюзивное название — автолеты. И по тем же трубам к автолетам подводится электроток.

— Это была очень интересная идея, — считает замглавы района Людмила Зиатдинова. — Преимущество струнной дороги в том, что опоры можно ставить на произвольном расстоянии — от 50 до 150 метров. Была, помню, идея продлить линию до заброшенного кирпичного завода на том берегу Оки, восстановить завод и возить в город кирпич.

На практике все ограничилось лишь стометровым экспериментальным участком. До автолетов дело тоже не дошло. На презентациях использовался видавший виды грузовик, которому обычные колеса заменили на особенные — для езды по трубам.

— Наро-о-оду было! — вспоминает Татьяна Моргунова, живущая в пятиэтажке как раз напротив струнной трассы. — Я в бинокль смотрела. Громов приезжал, дорогу у нас тогда отмыли первый и последний раз, иномарками все было заставлено на километр.

— Деньги прокрутили и успокоились, — цинично добавляет соседка по подъезду. — Там сейчас только подростки лазят. Ничего не огорожено, того и гляди беда случится.

О причинах краха грандиозного эксперимента говорят разное. Кто-то связывает его с гибелью два года назад тогдашнего озерского мэра Сащихина. Кто-то говорит, что Юницкий не нашел поддержки, а главное — финансирования у правительства области.

— Ни копейки из бюджета района туда не вкладывалось, — уверен председатель комитета по имуществу Юрий Минаев. — Юницкий организовал ООО и делал все за свой счет. Мы только землю ему дали в аренду. Он привозил сюда разных людей и рассчитывал, что кто-то заинтересуется и начнет этот проект финансировать.

“Среди стран, желающих обзавестись ноу-хау, — Китай, Япония, Малайзия, ЮАР, Швеция, Южная Корея”, — писала наша газета 13 июня 2001 года. Большие надежды изобретатель связывал и с губернатором Красноярского края Александром Лебедем, которого он даже привез как-то в Озеры. Увидев ползущий по трубам раздолбанный “ЗИЛ-130”, генерал, говорят, со свойственной ему прямотой процедил: “Что это за х...ня?” — и на этом его интерес к струнному транспорту закончился.

Нынешние озерские власти за два года об амбициозном проекте ни разу не вспомнили.

— У нас дотационный район, — растолковывает первый замглавы Ольга Макарова. — Собственных доходов хватает только на то, чтобы полгода платить зарплату учителям и врачам. Не до струн.

Сам академик Юницкий, говорят, как-то очень резко пропал, в Озерах не появляется, и где он сейчас — никто не знает. На интернет-сайте, посвященном его изобретению, последняя новость, датированная январем этого года, гласит на чистом английском, что струнная транспортная система Юницкого может быть построена... в столице Ливии Триполи. Во как.




Партнеры